TRANSLATE

пятница, 11 января 2013 г.

Где и как записывать свой первый альбом. Но помните: мир вовсе не ждёт, когда вы осчастливите его своим творчеством!


Где и как записывать свой первый альбом. Но  помните:  мир  вовсе  не  ждёт,  когда  вы осчастливите его своим творчеством!


Многие  музыканты  рассылают  бесчисленное  множество  демозаписей  в  надежде  на успех. Этот способ может дать результат. Но есть и другие возможности привлечь к себе внимание.  Одна  из  них—запись  и  распространение  полноценного  альбома. 

В  последние годы  многие  западные  музыканты  предпочитают  именно  это  путь.  Таким  образом  они преследуют   разные   цели—зафиксировать   определённый   период   своего   творчества, выразить  свои  идеи  без  давления  со  стороны  рекорд-лейбла,  предложить  фирмам  уже готовый  к  тиражированию  альбом.  Если  вы  серьёзно  занимаетесь  музыкой,  то  рано  или поздно  вам  придётся  задуматься  об  этом.  Но  помните:  мир  вовсе  не  ждёт,  когда  вы осчастливите его своим творчеством!

Не будем касаться технических сторон звукозаписи. Об этом достаточно материалов в  специальных  изданиях.  Наша  цель—маркетинг  и  экономика.  Будем  считать,  что  у  вас есть материал, достойный того, чтобы зафиксировать его на CD. Вы чётко представляете себе   особенности   стиля,   в   котором   работаете   и   вкусы   аудитории,   на   которую ориентируетесь.   Чем   более   традиционный   и   коммерческий   стиль,   в   котором   вы выступаете, тем больше средств потребуется на запись. Требования к продюсированию в поп-музыке и в панк-роке совершенно разные.

Вопрос  №1—финансы  и  бюджет. 


Где  вы  возьмёте  деньги  на  запись—ваше  дело.
Можно заработать, взять взаймы, найти спонсоров. Вопрос №2—поиск подходящей студии. Можно записываться и дома, на компьютере или   портостудии   и   получить приличный   результат.   Но   в   этом   случае   возникают проблемы. Такой способ подходит далеко не для всех стилей. Очень сложно качественно записать  вокал  и “живые”  инструменты  (особенно  духовые  и  струнные),  невозможно записать “живые“ барабаны.
Поговорите   с   другими   музыкантами.   Где   записываются   они?   Что   они   могут порекомендовать?  Каковы  их  впечатления  от  разных  студий?  Посетите  лично студии, которые    вам    посоветуют.    Насколько    комфортно    вы    себя    ощущаете    в   них?
Поинтересуйтесь  оборудованием  и  расценками.  Сможете  ли  вы  использовать студию в мёртвые  часы  (ночью,  например)?  Что  ещё  предоставляет  студия инструменты, услуги звукорежиссёров,  сессионных  музыкантов?  Имеют  ли  звукорежиссёры  опыт работы  в вашем стиле? Как насчёт продюсера? Есть ли у вас кто-то на примете? Может ли студия кого-то порекомендовать? Если да, то с ним потребуется отдельный договор.
После  того,  как  вы  нашли  студию - РЕПЕТИРОВАТЬ!  Многие  музыканты  уже  встудии,   перед   записью   начинают   отрабатывать   материал.      Часы   тикают.  Деньги испаряются.   Убедитесь   заранее,   что   весь   материал   выучен   наизусть,   партитуры расписаны. 
Существуют  два  основных  способа  записи:  «вживую»  (все  исполнители  играют  и поют  одновременно,  всё  сразу  фиксируется  на  аудионоситель)  и  «метод наложения»  46 (каждый  исполнитель  или  группа  исполнителей  записываются  по  очереди,  как бы «накладывая»  свои  партии  на  ранее  записанные).  Остановимся  на  втором способе,  как наиболее подходящем для рок- и поп-музыки, а так же более доступном для начинающих исполнителей.  Так  же  будем  считать,  что  вся  основная  работа  делается в  домашней студии на базе компьютера. Сегодня многие проекты создаются именно таким способом.
На  Западе  это  называется  «bedroom  music»-«музыка,  сделанная  в  спальне». Безусловно, вы можете записываться и в профессиональной студии. Но и там чаще всего используются программы Sonar, Samplitude и Cubase/Nuendo, освоить которые можно самостоятельно.

Если   у   вас  достаточно  средств,  то  лучше  пригласить  опытного  продюсера  и звукорежиссёра, чтобы они в профессиональной студии сделали основную работу. Дело в том, что запись 3-4 песен для демо и запись полноценного альбома—далеко не одно и то же.  Если  вы  никогда  не  записывали  целый  альбом,  то  не  представляете  себе,   какой  это огромный объём работы.

Будьте реалистом, составьте точный список песен (композиций), которые вы хотите включить в альбом.

На весь проект должно уйти не более 3-4 месяцев. В данном случае подразумевается, что у вас и у всех остальных участников проекта есть основная работа (учёба). Если работа затянется на большее время, вы потеряете к ней интерес. Если у вас и у  остальных музыкантов  много  свободного  времени  (отпуск  или  каникулы),  то  можно уложиться   в   3-4   недели.   Конечно,   если   весь   материал   заранее   отрепетирован  до автоматизма.
Перед началом записи нужно найти продюсера. Если вы не приглашаете никого со стороны, то его нужно выбирать из участников группы (если вы не записываете сольный проект).  Это  может  быть  человек,  который  лучше  всех  разбирается  в электронике,  в компьютерах и звукозаписи. Или автор песен. Или владелец компьютера.

Или тот, у кого больше  свободного  времени.  Но  выбрать  ОДНОГО  этого  человека нужно  на  общем собрании  группы.  Он  будет  выполнять  основную  работу,  от  его способностей  зависит конечный результат.  Все музыканты должны ему доверять. Он будет присутствовать на записи  каждой  партии.  Если  ему  что-то  не  понравиться,  он будет  заставлять  исполнять партию снова и снова. Но если этот человек—вы, не будьте диктатором. Если вы считаете, что записанных партий недостаточно или они не слишком хороши, вам придётся убеждать музыкантов играть ещё и ещё. Будьте дипломатом.
Итак, допустим, что обязанности продюсера возложены на вас.

Как  у  вас  с  памятью?  

 Большинство  компьютерных  программ  для  аудиозаписи позволяют  записывать  не  менее  250  аудиотреков.  Это  два  симфонических  оркестра.


Конечно, вам столько не понадобится. Обычно для рок-поп-групп достаточно от 15 до 40 дорожек на одну песню. Как вы будете помнить особенности каждого трека? Например, гитарист использует различные комбинации эффектов в разное время. Вы хотите записать две  ритм-гитары  и  развести  их  в  стереопанораме  влево  и  вправо.  Да,  ещё  нужно  на отдельную  дорожку  записать  гитару  с  дисторшн  и  ещё  на  одну—сольную  гитарную партию. Итого получаем 4 гитарных трека на одну песню. А ещё будут клавишные, бас, ударные, вокал, эффекты и обработки...  А песен—10-12 ...

Чтобы   не   запутаться   во   всём   этом,   купите   пару   толстых   тетрадей   с   общим количеством страниц около 200. На первой странице каждой из них напишите своё имя и номер  телефона:  в  случае,  если  вы  где-то  потеряете  эти  тетради  будет  некоторый шанс, что вам их вернут.
Дайте своему альбому рабочее название. Не важно, сохранит ли альбом это имя или вы  дадите  ему  другое.  Чётко  напишите  его  на  первой  странице.  Если  в  окончательном варианте  альбом  будет  под  другим  названием—подпишите  его  ниже,  под  рабочим названием.

На  следующей  странице  напишите  всё  общее,  что,  по-вашему,  относится  к  этому проекту: названия используемых компьютерных программ (с номером версии), место, где вы  записываетесь,  имена  музыкантов  и  авторов  песен,  музыкальные  инструменты  и   47 эффекты,  приборы   обработки  звука   и   оборудование   и  т.д.     и   т.п.   Это-архивная информация.  Представьте  себе,  что  через  несколько  лет  вы  или  кто-то  другой  будет наводить справки об этом альбоме, пересводить или перезаписывать его. Вы не обязаны помнить  всю  жизнь  эти  подробности.  Оставьте  несколько  пустых  страниц,  чтобы  потом добавить то, что вы упустили.
Оставшиеся  чистые  страницы  разделите  на  несколько  групп,  по  количеству  песен, которые  вы  будете  записывать.  Допустим,  на  всю  вступительную  часть  вы  отвели  6 листов.  Если  в  вашей  тетради  96  листов  и  вы  будете  записывать  10  песен,  остаётся  9 листов  (18  страниц)  на  песню.  На  титульном  листе  каждой  секции  чётко напишите название  песни  и  её  авторов.  Далее  неплохо  написать  полный  текст  и сетку  гармонии аккомпанемента.  После  начала  записи  вы  должны  отмечать  в тетради  все  подробности.

Допустим,  первые  12  тактов  вы  записываете  в  размере  ¾  в  темпе  105  ударов  в  минуту, затем  переходите  в  размер  4/4  и  в  темп  120—всё  это  нужно  фиксировать  на  бумаге.

Отмечайте  всё  необходимое:  настройки  инструментов,  положения  и  типы микрофонов, удачные и неудачные партии и дубли и т.д. Если вы случайно сотрёте какой-либо трек, то по своим записям вы сможете переиграть его и восстановить.

В  домашней  студии  проще  всего  записывать  партии  под  метроном  в  следующем порядке:
1.  Ритм-гитара
2.  Соло-гитара
3.  Основная партия клавишных
4.  Бас
5.  Вокал 
6.  Ударные

Затем добавлять то, что ещё нужно. Ударные часто бывает лучше записывать послевокала,  как  бы  странно  это  не  показалось  многим.  В  этом  случае  барабанщик  не  будет «загромождать» вокал и расставит акценты именно там, где необходимо.

Ещё одна важная вещь—время, которое вы затратите на весь проект. Его тоже нужно считать  и  записывать  на  отдельных  страницах.  Не  обязательно  считать  с  точностью  до минуты,   достаточно   округлять   до   получаса.   Некоторые   программы   аудиозаписи автоматически  считают  время,  которое  вы  работали  с  ними.  Но  они  не  будут  считать время, затраченное вами на настройку микрофонов. 

Зачем нужно считать это время? Ответ простой.

Вы  закончили  работу  над  проектом  и  принесли  его  в  рекорд-лейбл.  Ваш  проект понравился, его готовы купить за фиксированную сумму. В какую сумму вы его оцените?

Допустим, вы затратили на всю работу 250 часов. В какую сумму обошлось бы это время в  профессиональной  студии?  В  России  стоимость  одного  часа  студийного  времени колеблется  от  5  до  60$,    в    среднем  около  20$.  250  часов  умножаем  на 20$--получаем стоимость студийного времени, которое понадобилось бы вам.

Добавьте гонорары своим музыкантам,  продюсеру  и  звукорежиссёру,  и  вы  получите  примерную  стоимость  своей записи.

Есть ещё один существенный момент. Вы записали партии основных инструментов (гитары,  клавишные,  бас)  и  хотите  непременно  добавить  «живые»  барабаны  и/или акустические  инструменты.  Качественно  сделать  это  в  домашних  условиях невозможно, понадобится воспользоваться услугами профессиональной студии. Если вы будете знать, сколько  времени  понадобится  на  эту  работу,  вы  сможете  точнее спланировать  свой бюджет.

Если вы продюсируете альбом своей группы, то вы не должны делать это бесплатно. 
Стандартный  гонорар  продюсера  на  Западе—4%  от  розничной  цены  CD.  Эти  4%
вычитаются  из  суммы,  которую  получают  исполнители  (музыканты).  Это общемировая практика.    Если    ваша    группа    будет    записываться    на    рекорд-лейбле,    то    фирма автоматически удержит эти 4% в пользу продюсера, кто бы он ни был. Продюсер по праву  считается участником творческого процесса, от него часто зависит успех или провал всего проекта.     

Поэтому   в   случае   последующей   продажи   аудионосителей   с   записанным материалом    вы,    как    продюсер    альбома,        должны    получить    соответствующее вознаграждение. Это  условие нужно заранее обговорить в группе перед началом записи.

Если  кто-то  из  вашей  группы  с  этим  не  согласен - предложите  ему  продюсировать следующий альбом или нанять продюсера со стороны. Сколько это будет стоить? 

Профессиональные  продюсеры  рекомендуют  такой  подход  к  студийной  записи. 
Дома, на компьютере создаётся МИДИ-заготовка будущей песни. Аранжировка делается в черновике  на  самых  дешёвых  тембрах  и  сэмплах  (если  материал  достойно  звучит на дешёвых  тембрах,  то  на  профессиональных  или  «живьём»  он  зазвучит  ещё лучше).

Записываются  миди-партии  всех  инструментов  (кроме  вокала),  уточняется аранжировка, гармония,  голосоведение,  примерные  тембры,  баланс  групп.  Затем непосредственно  в студии  музыканты  прослушивают  эту  “болванку”  и  наигрывают “сверху”  партии  живых инструментов    и    добавляют    вокал.    При    сведении лишние    МИДИ-дорожки    не воспроизводятся, а сводятся лишь новые трэки. Такой подход значительно экономит силы, нервы  и  деньги.  При  самой  записи  в  студии должно  быть  так:  пришли—настроились—отыграли—ушли. Всё. 

Оформление и тиражирование записи.


 Материал записан и сведён. Многие музыканты считают, что самое главное сделано.
Но  это  лишь  половина  дела.  Вы  должны  заранее  решить,  сколько  копий  и  на  каком носителе вам понадобится.

Сейчас  в  мире  существует  большое  число  видов  носителей  и  форматов  записи аудиоданных—CD, DAT, ADAT, MO, MD, DTRS, mp-3. Они созданы для разных целей.
Одни—для  долговременного  хранения  фонограмм,  другие—для  радиовещания  и  тд. У каждого из этих видов носителей есть плюсы и минусы. Нас в первую очередь интересуют аудио-CD. 

Кассеты.  Почти  вышли  из  употребления.  Запись,  сделанная  на  кассету  с  хорошей плёнкой  и  воспроизведённая  на  качественной  аппаратуре,  практически  не  уступает по звучанию  компакт-диску.  Особенно,  если  это  рок-  и  поп-музыка.  Вы  сможете сделать кассеты    со    временем    звучания    до    120    минут. 

  Тиражировать    кассеты    можно самостоятельно,   на   любой   качественной двухкассетной   деке,   даже   вдали   от   дома.

Вкладыш  для  кассеты  проще  в  изготовлении,  чем  обложки  для  CD.  Кассету  можно слушать  в  автомобиле  или  в  плеере.  Недостаток  кассет  в  том,  что  многие  продавцы (музыкальные  магазины)  не  берут  их  на  реализацию.  Радиостанция  не  выпустит  в  эфир запись с кассеты.

Компакт-диск.   


CD  с  интересной  обложкой  выглядит  солиднее,  чем  кассета.  В буклете    CD    вы  можете    развернуться    во    всю    мощь    вашей    фантазии.    Время воспроизведения CD ограничено  74  минутами.  Но  некоторые  фирмы  (ННВ)  выпускают CD  со  временем  звучания  до  79  минут  59  секунд.  Компакт-диск  CD-R  не  всегда  можно послушать в машине, на музыкальном центре или в плеере. 
Какой  тираж  вам  необходим?  Будет  ли  у  вас  1000  потенциальных  покупателей?
Будете  ли  рассылать  экземпляры  в  СМИ?  Дарить  друзьям?  Будете  ли  сами продавать через  торговую  сеть  и/или  Интернет?  Ответив  на  эти  вопросы,  вы примерно  определите тираж альбома.

Теперь  вы  ОБЯЗАНЫ  оформить  альбом  так,  чтобы  он  достойно  представлял  вас  в музыкальном  мире.  Ваше  творчество,  упакованное  в  пластмассу  и  бумагу,  должно произвести  неизгладимое  впечатление  на  покупателя-слушателя.  Понадобятся  услуги профессиональных     дизайнеров     и     фотографов.     Некоторые     музыканты     лично разрабатывали  дизайн  своих  альбомов.  Оформление  альбома  Queen  A  Night  At  The Opera”  сделано  самим  Фредди  Меркюри.  Вы  всегда  готовы  вкладывать  деньги  в  новые инструменты  и  аппаратуру.  Почему  же  многие  музыканты  относятся  к  оформлению альбома спустя рукава? Каждый из нас хоть раз в жизни покупал CD (кассету) лишь из-за шикарной обложки. Над этим стоит подумать.

Обложку  диска  Pink  Floyd  “Dark  Side  of  the  Moon”  оформлял  Сторм  Торгенсон, приятель музыкантов. Первоначально было сделано семь разных эскизов. Торгенсон: «Я расставил  свои  наброски  у  стены  и  обернулся  к  ребятам—ну,  что  скажете?  Они  тут же,  не  раздумывая,  ткнули  пальцем  в  «призму».  Я,  признаться,  даже  как-то  обиделся. Уж хотя бы для приличия могли бы немного обсудить все варианты».

Посмотрите,  как  стоят  компашки  на  стеллажах  в  магазине.  Обычно  в  алфавитном порядке  по  именам  групп,  «в  затылок  друг  другу»,  «лицом»  к  покупателю.  Поэтому название  группы  (не  альбома!)  лучше  напечатать  в  верхней  части  обложки.  Так  будет легче найти ваш диск на полке. Графическое оформление  альбома будет иметь решающее значение во время его продажи, особенно если публика ещё не знакома с вашей музыкой.

Важно всё—дизайн, шрифты, цвета, фотографии.

На   задней   стороне   обложки   CD   нужно   указать   названия   всех   песен   и   их продолжительность. Неплохо так же поместить там и фотографию группы, если её нет на лицевой стороне. Необходима контактная информация—адрес е-мейл, телефон, имя веб-сайта. Если в подготовке альбома участвовал известный человек—подчеркните это особо.
Если в буклете вы не указываете всех музыкантов группы, то это нужно сделать на задней стороне обложки. Не помешает также логотип группы и выпускающего лейбла. Если вы планируете продавать диск через торговую сеть самостоятельно, то магазины потребуют нанести на обложку штрих-код.

На торце (корешке) обложки укажите имя группы и название альбома.

Буклет  CD—простор  для  творчества.  Можно  рассказать  биографию  группы,  дать тексты песен, справку о вашем музыкальном стиле, дополнительные фотографии и тд.

Посмотрите на обложки компакт-дисков в магазине. Сколько из них можно назвать действительно шикарными? Сколько—убогими? Неужели вы хотите, чтобы ваш диск был во второй категории?


1 комментарий: