TRANSLATE

суббота, 12 января 2013 г.

Мой путь в элек­трон­ной му­зы­ке.



Мой путь в элек­трон­ной му­зы­ке.


Мой путь в элек­трон­ной му­зы­ке на­чи­нал­ся очень дав­но. Еще ко­гда мне не бы­ло и 7 лет. Со­всем ма­лень­ким ме­ня от­да­ли в му­зы­каль­ную шко­лу учить­ся по клас­су фор­те­пиа­но.

Бы­ло мно­го слез и улы­бок. Слез бы­ло очень мно­го. Ко­гда я за­ни­мал­ся до­ма, то мог за­кон­чить за­ня­тия толь­ко то­гда, ко­гда сыг­раю не­об­хо­ди­мые про­из­ве­де­ния три раза под­ряд без оши­бок. По­это­му ино­гда до­маш­ние за­ня­тия пре­вра­ща­лись в на­стоя­щее му­че­ние. Из-за од­ной не­пра­виль­но сыг­ран­ной но­ты при­хо­ди­лось на­чи­нать все сна­ча­ла. Но нель­зя не ска­зать за это спа­си­бо мо­ему пер­во­му пре­по­да­ва­те­лю, Ген­на­дию Алек­сан­д­ро­ви­чу, ко­то­рый раз и на­все­гда при­вил мне лю­бовь к му­зы­ке, и нау­чил не от­сту­пать от на­ме­чен­ной це­ли, до­би­ва­ясь все­гда иде­аль­но­го ре­зуль­та­та. По­сле третье­го клас­са я пе­ре­шел в дру­гую му­зы­каль­ную шко­лу, и с от­ли­чи­ем ее за­кон­чил, так как за­ло­жен­ная ра­нее ба­за бы­ла бо­лее чем ос­но­ва­тель­ной.

Еще в шко­ле мне очень хо­те­лось иг­рать в ка­кой-ни­будь груп­пе. Мы да­же с друзь­я­ми де­ла­ли ка­кие-то по­пыт­ки. Как-то раз мне да­же уда­лось на не­сколь­ко дней за­вла­деть оте­че­ст­вен­ным син­те­за­то­ром. Но в ито­ге из все­го это­го не вы­шло, и моя меч­та иг­рать в груп­пе так и ос­та­лась по­ка толь­ко меч­той.

Меч­той она ос­та­ва­лась еще очень дол­го. Я за­кон­чил шко­лу и по­сту­пил в МГУ. Но не пе­ре­ста­вал вре­мя от вре­ме­ни иг­рать что-ни­будь на фор­тепь­я­но. Оба мо­их бра­та, ко­то­рые то­же в свое вре­мя учи­лись в му­зы­каль­ной шко­ле, уже за­бро­си­ли ин­ст­ру­мент, но я не мог рас­стать­ся с му­зы­кой.

Так по­ти­хонь­ку про­бе­жа­ли 2 го­да. На треть­ем кур­се уни­вер­си­те­та я на­чал рас­ши­рять свой му­зы­каль­ный кру­го­зор, так как в шко­ле прак­ти­че­ски ни­че­го не слу­шал кро­ме не­срав­нен­ных Beatles. Мой друг Па­ша Ста­ро­ве­ров стал за­ни­мать­ся мо­им му­зы­каль­ным про­све­ще­ни­ем, по­сто­ян­но снаб­жая но­вин­ка­ми ау­дио-рын­ка. По­во­рот­ным мо­мен­том ста­ла осень 1999 го­да. То­гда я ра­бо­тал на вы­бо­рах в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му и од­на­ж­ды ус­лы­шал по ра­дио трек Scooter’а ‘Faster, Harder, Scooter’. Он про­из­вел на ме­ня не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние, и в ито­ге я при­об­рел се­бе мр3-диск со все­ми аль­бо­ма­ми Scooter’а с са­мо­го на­ча­ла и за­кан­чи­вая 1999 го­дом. Этот диск стал на­ча­лом мо­ей люб­ви к элек­трон­ной му­зы­ке. ‘Zebras crossing the street’, ‘Happy Hardcore’, ком­по­зи­ции мож­но пе­ре­чис­лять еще очень дол­го. Мне стра­ст­но за­хо­те­лось сде­лать что-ни­будь столь же кра­си­вое. Уз­нав о мо­ем ув­ле­че­нии, Па­ша Ста­ро­ве­ров дал мне по­слу­шать два аль­бо­ма Junkie XL. И по­сле них я уже не со­мне­вал­ся, что элек­трон­ная му­зы­ка — это имен­но то, что мне нуж­но.

То­гда же за­ро­ди­лось же­ла­ние са­мо­му пи­сать му­зы­ку и для это­го при­об­ре­сти се­бе син­те­за­тор. Я не очень чет­ко осоз­на­вал что мне кон­крет­но нуж­но, но в ито­ге по со­ве­ту од­ногруппни­ка, ко­то­рый иг­рал в фанк-груп­пе, ку­пил се­бе Korg N5, и не жа­лею об этой по­куп­ке до сих пор.

Это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие слу­чи­лось осе­нью 1999 го­да. Я как раз пе­ре­шел на 4 курс, и у ме­ня еще бы­ло дос­та­точ­но вре­ме­ни, что­бы ра­зо­брать­ся в син­те­за­то­ре и на­чать пи­сать му­зы­ку в свое удо­воль­ст­вие.

Про­цесс по­зна­ния син­те­за­то­ра был очень ув­ле­ка­тель­ным. Же­ла­ние управ­лять син­те­за­то­ром с ком­пь­ю­те­ра оп­ре­де­ли­ло в ка­кой-то сте­пе­ни и вы­бор той про­грам­мы, ко­то­рая в по­след­ст­вии ста­ла для ме­ня ос­нов­ной. По со­ве­ту то­го же од­но­групп­ни­ка я ре­шил на­чать с CakeWalk Pro Audio 8. Ос­нов­ным плю­сом этой про­грам­мы пе­ред все­ми дру­ги­ми бы­ла воз­мож­ность управ­ле­ния мо­им син­те­за­то­ром без ка­ких-ли­бо про­блем, так как в ее по­став­ке со­дер­жа­лась рас­клад­ка ин­ст­ру­мен­тов мое­го син­те­за­то­ра. И в це­лом как се­к­вен­сор про­грам­ма бы­ла дос­та­точ­но гиб­кая и мощ­ная.

На­ря­ду с CakeWalk’ом на дис­ке, ко­то­рый я ку­пил, был еще ряд про­грамм. Од­ной из них бы­ла Dance Machine. Ду­маю, прак­ти­че­ски ка­ж­до­му зна­ком этот про­дукт. Не бу­ду ос­та­нав­ли­вать­ся дол­го на этой про­грам­ме, ска­жу лишь, что эй­фо­рия от зна­ком­ст­ва с ней про­шла уже к ис­хо­ду пер­во­го ча­са зна­ком­ст­ва.

Че­го нель­зя ска­зать о вто­рой про­грам­ме — Rebirth RB-338. Этот про­грамм­ный син­те­за­тор про­сто по­ра­зил мое во­об­ра­же­ние тем бо­гат­ст­вом зву­ков, ко­то­рые он мог про­из­во­дить. Эта про­грам­ма сра­зу ста­ла од­ной из са­мых лю­би­мых, и до сих пор она все­гда у ме­ня под ру­кой и ис­поль­зу­ет­ся прак­ти­че­ски в ка­ж­дой ра­бо­те.

Вер­нем­ся же к Cakewalk’s и мо­ему син­те­за­то­ру. За вре­мя мое­го «са­мо­обу­че­ния» у ме­ня бы­ло не­ма­ло за­бав­ных си­туа­ций, свя­зан­ных с ни­ми и их взаи­мо­дей­ст­ви­ем. Ска­жу сра­зу, на бо­лее или ме­нее при­лич­ное по­ни­ма­ние спо­соб­но­стей мое­го син­те­за­то­ра и воз­мож­но­стей Cakewalk’s у ме­ня ушел поч­ти год. Дос­та­точ­но ска­зать, что в са­мом на­ча­ле для ре­гу­ли­ро­ва­ния гром­ко­сти я поль­зо­вал­ся velocity. Толь­ко спус­тя не­ко­то­рое вре­мя я нау­чил­ся гра­мот­но поль­зо­вать­ся гром­ко­стью до­ро­жек и ри­со­ва­ни­ем кри­вых гром­ко­сти.

Очень ин­те­рес­ным был для ме­ня по­иск спо­со­бов управ­ле­ния из мое­го се­к­вен­со­ра час­тот­ным фильт­ром ка­на­ла. К со­жа­ле­нию, в поль­зо­ва­тель­ском опи­са­нии не был ука­зан но­мер со­об­ще­ния, ко­то­рым управ­ля­ет­ся cutoff, по­это­му при­шлось при­бег­нуть к рус­ской сме­кал­ке, ко­то­рая не раз спа­са­ла не од­но­го ме­ня.

По­ста­вив до­рож­ку на за­пись, я не­мно­го по­кру­тил свой фильтр пря­мо на син­те­за­то­ре. А по­том уже в CakeWalk’е про­смот­рел спи­сок всех MIDI-со­об­ще­ний, сре­ди ко­то­рых, ко­неч­но, ока­за­лось и ис­ко­мое мной со­об­ще­ний по cutoff. Так я нау­чил­ся «ре­зать» час­то­ты пря­мо из се­к­вен­со­ра.

Сле­дую­щим серь­ез­ным ис­пы­та­ни­ем для ме­ня ста­ло под­клю­че­ние син­те­за­то­ра к ком­пь­ю­те­ру. Как это час­то бы­ва­ет, я по­шел не са­мым про­стым пу­тем, а «се­вер­ным мор­ским» (ко­пи­райт: Doublestar). Я не стал под­клю­чать че­рез обыч­ный MIDI-про­вод, до­ве­рив­шись со­ве­ту од­но­групп­ни­ка, и вме­сто это­го спа­ял спе­ци­аль­ный про­вод, ко­то­рый мож­но бы­ло под­клю­чать син­те­за­тор пря­мо к COM-пор­ту. На пер­вых по­рах все бы­ло за­ме­ча­тель­но, но по­сле то­го, как я сло­мал се­бе разъ­ем, и про­вод был пе­ре­па­ян, на­ча­лись про­бле­мы.

Про­бле­мы при­ня­ли со­вер­шен­но мис­ти­че­ский ха­рак­тер. Поя­ви­лись щелч­ки. Те­перь на ка­ж­дое MIDI-со­об­ще­ние слы­шал­ся ти­хий щел­чок. И бы­ло не важ­но ка­кое это со­об­ще­ние, да­же ес­ли я про­сто кру­тил кон­трол­лер, то в на­уш­ни­ках (и на за­пи­си) зву­ча­ла на­стоя­щая трель из ти­хих щелч­ков. К со­жа­ле­нию, най­ти при­чи­ну это­го без­обра­зия так и не уда­лось. Из­ба­вить­ся от щелч­ков уда­ва­лось, толь­ко пол­но­стью от­клю­чив все ау­дио­ус­т­рой­ст­ва, что яв­но не вхо­ди­ло в мои пла­ны. Так я при­об­рел се­бе MIDI-про­вод.

По­ка я по­зна­вал син­те­за­тор и учил­ся с ним ра­бо­тать, я на­чи­нал уже пи­сать соб­ст­вен­ную му­зы­ку. Эти пер­вые ком­по­зи­ции ни на что не по­хо­жи. Слу­шая их сей­час, я чув­ст­вую це­лую смесь эмо­ций: сму­ще­ние от соб­ст­вен­ной не про­фес­сио­наль­но­сти то­гда, ра­дость от про­шлых ус­пе­хов, тос­ку по ста­рым вре­ме­нам и да­же удив­ле­ние, ко­гда в ста­рых за­пи­сях на­хо­дишь ка­кие-то уди­ви­тель­ные ме­ло­дии, эф­фек­ты, рит­мы или хо­ды.

Я при­но­сил эти ком­по­зи­ции в уни­вер­си­тет на кас­се­тах и да­вал слу­шать сво­им друзь­ям. Чу­до, что они тер­пе­ли все эти пас­са­жи и да­же го­во­ри­ли мне, что у ме­ня не­пло­хо по­лу­ча­ет­ся. Это бы­ла дей­ст­ви­тель­но ко­лос­саль­ная под­держ­ка. Осо­бен­но яс­но я по­ни­маю это сей­час, ко­гда мо­гу пе­ре­оце­нить свое твор­че­ст­во то­го вре­ме­ни.

Да­же не знаю, мож­но ли вос­ста­но­вить все из то­го, что я на­пи­сал за пер­вые два го­да. Я ста­рал­ся все со­хра­нять, и боль­шая часть ма­те­риа­ла до сих пор у ме­ня хра­нит­ся на ком­пакт-дис­ках, но что-то, ка­жет­ся, все-та­ки без­воз­врат­но по­те­ря­но. Так, ско­рее все­го, уже не най­ти мо­их пер­вых че­ты­рех бо­лее-ме­нее про­фес­сио­наль­ных ком­по­зи­ций, ко­то­рые бы­ли сгруп­пи­ро­ва­ны в ви­де мик­са и да­же на­шли сво­их слу­ша­те­лей в ли­це мо­их ро­ди­те­лей и зна­ко­мых. Да и не най­ти те­перь мо­ей ав­тор­ской вер­сии тре­ка ‘Darude — Sandstorm’, а жаль. Да­же са­мо­му бы­ло бы ин­те­рес­но по­слу­шать.

Ино­гда ка­кие-то ста­рые ра­бо­ты хо­чет­ся реа­ни­ми­ро­вать, пе­ре­за­пи­сать, или сде­лать но­вый микс. Прав­да, до двух уже дос­та­точ­но ста­рых ра­бот мои ру­ки все-та­ки дош­ли. От­но­си­тель­но не­дав­но мной был сде­лан ре­микс са­мой энер­гич­ной ком­по­зи­ции из той чет­вер­ки, ко­то­рая уже упо­ми­на­лась рань­ше (и ко­то­рая в пол­но­цен­ном ва­ри­ан­те без­воз­врат­но уте­ря­на). А вто­рой трек, про­ле­жав поч­ти 2 го­да, в ито­ге дал ро­ж­де­ние од­но­му из мо­их се­го­дняш­них хи­тов.

По­это­му сей­час я ста­ра­юсь мак­си­маль­но ор­га­ни­зо­вы­вать тех­ни­че­скую сто­ро­ну на­пи­са­ния ком­по­зи­ции. И ко­гда ра­бо­та за­вер­ша­ет­ся, весь про­ект за­пи­сы­ваю на ком­пакт-диск и скла­ды­ваю до луч­ших вре­мен. Ко­гда-ни­будь обя­за­тель­но при­го­дит­ся, или про­сто за­хо­чет­ся по­слу­шать.

Бли­зи­лось окон­ча­ние пя­то­го кур­са, а зна­чит — за­щи­та ди­плом­ной ра­бо­ты. Что­бы это про­шло ус­пеш­но, я ре­шил от­дать син­те­за­тор на не­ко­то­рое вре­мя в хо­ро­шие ру­ки, что­бы му­зы­ка не от­вле­ка­ла ме­ня от уче­бы. Я от­вез его сво­ей зна­ко­мой пиа­ни­ст­ке в Во­ро­неж, и ос­та­вил там в ито­ге поч­ти на 9 ме­ся­цев.

Не бу­ду ни­ко­го об­ма­ны­вать, но я, ко­неч­но же, не вы­тер­пел. И уже где-то че­рез 3 ме­ся­ца сно­ва сел за му­зы­ку. Толь­ко те­перь в ос­нов­ном пи­сал ритм сек­ции. То есть стал спе­циа­ли­зи­ро­вать­ся на ба­со­вых ли­ни­ях и удар­ных. За по­сле­дую­щие пол­го­да я нау­чил­ся боль­ше­му, чем за пре­ды­ду­щие пол­то­ра. У ме­ня, на­ко­нец, ста­ли по­лу­чать­ся ос­мыс­лен­ные, а глав­ное ин­те­рес­ные рит­ми­че­ские ри­сун­ки удар­ных, и ин­те­рес­ные пар­тии ба­са.

К ле­ту я бла­го­по­луч­но на­пи­сал и за­щи­тил свой ди­плом. И то­гда я с чис­той со­ве­стью смог за­брать свой син­те­за­тор. На­ча­лось твор­че­ст­во без гра­ниц.

Я по­шел на ра­бо­ту, но к удив­ле­нию у ме­ня ста­ло еще боль­ше за­кон­но­го сво­бод­но­го вре­ме­ни. По­сле 6 ве­че­ра и ка­ж­дые два вы­ход­ных дня я имел пол­ное пра­во ни­че­го не де­лать, кро­ме му­зы­ки. И я этим пра­вом спол­на поль­зо­вал­ся.

Я на­чал по­сте­пен­но ос­ваи­вать му­зы­каль­ные про­сто­ры ин­тер­не­та. Для на­ча­ла я соз­дал се­бе стра­нич­ку на ре­ал­ мь­ю­зи­ке (www.realmusic.ru). То­гда еще не бы­ло про­блем с ино­стран­ны­ми ай-пи и сайт ме­ня пол­но­стью уст­раи­вал в ка­че­ст­ве му­зы­каль­но­го хос­тин­га.

А по­том ме­ня при­гла­си­ли быть кла­виш­ни­ком в аль­тер­на­тив­ной груп­пе.
Я по­лу­чил ко­лос­саль­ный опыт. Но груп­па да­ла мне все, что мог­ла, и пе­ре­ста­ла быть ин­те­рес­ной. В ре­зуль­та­те я скон­цен­три­ро­вал­ся на элек­трон­ной му­зы­ке. Вре­мя, ухо­див­шее на ре­пе­ти­ции, те­перь при­над­ле­жа­ло мо­ему соб­ст­вен­но­му твор­че­ст­ву.

До 2003 го­да я прак­ти­че­ски не поль­зо­вал­ся вир­ту­аль­ным про­грамм­ным син­те­зом. Един­ст­вен­ны­ми ис­поль­зуе­мы­ми син­те­за­то­ра­ми бы­ли Rebirth RB-338 и BBox. При­чин то­му бы­ло не­сколь­ко. Пер­вая и ос­нов­ная — моя ос­нов­ная плат­фор­ма (на тот мо­мент Cakewalk Pro Audio 9) не под­дер­жи­ва­ла под­клю­чае­мые мо­ду­ли. Вто­рая при­чи­на — мне впол­не на тот мо­мент хва­та­ло сво­его един­ст­вен­но­го же­лез­но­го син­те­за­то­ра. Но уже зи­мой 2002-–2003 го­дов я по­ста­вил се­бе но­вую плат­фор­му — Cakewalk Music Creator 2003.

Этот па­кет силь­но из­ме­нил мое твор­че­ст­во. Мне уже дав­но хо­те­лось при­нес­ти «же­ст­кость» в свою му­зы­ку. И един­ст­вен­ным вы­хо­дом бы­ло бы ис­поль­зо­ва­ние вир­ту­аль­ных син­те­за­то­ров.

Пер­вым опы­том ста­ло соз­да­ние ре­мик­са на Prodigy ‘Baby’s got a temper’. Од­на­ко, то­гда я не мог в пол­ной ме­ре вос­поль­зо­вать­ся все­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми под­клю­чае­мых син­те­за­то­ров и эф­фек­тов, так как впер­вые ви­дел и ис­поль­зо­вал все это. Но уже сле­дую­щая моя  ра­бо­та серь­ез­но сдви­ну­лась в сто­ро­ну чис­то элек­трон­но­го зву­ча­ния. Это ‘first rapproachement’ — ра­бо­та, на­пи­сан­ная фак­ти­че­ски под впе­чат­ле­ни­ем от зву­ка FM-7.

Даль­ше в мо­их ра­бо­тах все боль­ше и боль­ше ис­поль­зо­ва­лись вир­ту­аль­ные син­те­за­то­ры. На на­стоя­щий мо­мент не­пре­взой­ден­ны­ми ли­де­ра­ми про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся FM-7 и Pro-52/Pro-53. И, ко­неч­но, не­пре­взой­ден­ный Rebirth RB-338 c луч­шей (на мой взгляд) реа­ли­за­ци­ей зву­ка TB-303. Прав­да, сно­ва ощу­ща­ет­ся по­треб­ность в по­ис­ке но­во­го зву­ка. И да­же но­вой плат­фор­мы. Воз­мож­но, что сле­дую­щей ста­нет CakeWalk Project 5.


Вот, в об­щем, и все, что мож­но ска­зать о том, как я шел по сво­ей му­зы­каль­ной до­рож­ке до на­стоя­ще­го мо­мен­та.


Уда­чи

Комментариев нет:

Отправить комментарий