Во всем мире индустрия развлечений является очень прибыльным делом.
Развлечения - одна
из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с
образованием, способна существенно влиять на состояние общества.
Нужда в них появляется сразу после удовлетворения первичных
потребностей.
К концу XX в. мировая
индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является
значимой частью экономики большинства стран. Несмотря на масштабность
индустрии развлечений, система экономических знаний в отношении
данной сферы исследований имеет неопределенный и неоднозначный
характер. В индустрию развлечений, кроме концертных залов, казино,
кинотеатров, входят - парки, аттракционы, ночные клубы, интернет-кафе,
аквапарки, картодромы и пр. Сюда могут быть отнесены и предприятия,
организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также занятия
физической культурой (например, бассейны, спортивные залы и пр.).
С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры
(библиотеки, музеи, выставки).
Разнообразие в индустрии
развлечений признается всеми как достоинство, но, в то же время,
является существенным фактором, затрудняющим менеджмент и маркетинг
данных объектов. Развернутая дискуссия на эту тему прозвучала на
конференции «Индустрия развлечений и игорный бизнес» (март, 2004, Москва).
В понятие индустрии развлечений включена любая деятельность, защищенная
авторскими правами и имеющая отношение к кинобизнесу, музыке,
телевидению, литературе, производству компьютерных программ,
видео и аудиоматериалов, а также компаний, связанных с их доставкой
и сбытом.
Большинство определений
индустрии развлечений сводятся к перечислению видов деятельности
или предприятий, отнесенных к развлечениям. Однако данный подход
не выявляет специфику деятельности предприятий, занятых в развлечении
людей и не отражает вид потребности, на который они ориентированы.
Содержание мотивов и потребностей, удовлетворяемых продуктами
индустрии развлечений, сводится к тому, что развлечения непосредственно
влияют на духовное состояние человека.
Рассмотрим ряд определений
и попытаемся определить ключевые характеристики развлечения
как такового:
- Развлечение - вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.
- Развлечение - отвлечение от привычных форм и видов утомившей и наскучившей деятельности, приносящее положительные впечатления.
- Развлечение - занятие, время препровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее.
- Развлечение - вид активной деятельность, которая направлена на удовлетворение присущих потребностей (в любой сфере - физиологической, эмоциональной, интеллектуальной или духовной) и обеспечивает поступление извне дополнительной энергии, новых впечатлений.
Как и приведенные выше,
большинство существующих определений развлекательной индустрии
сводятся к перечислению видов деятельности или предприятий, отнесенных
к развлечениям. Однако предложенные подходы не выявляют специфику
деятельности предприятий, занятых в развлечении людей и не отражают
вид потребности, на который они ориентированы. Определим содержание
мотивов и нужд, удовлетворяемых продуктами индустрии развлечений.
Для выполнения указанной задачи необходимо конкретизировать исходное
понятие исследуемой предметной области саму категорию «развлечение».
В современной научной литературе понятие «развлечение» трактуется
довольно широко. Такое, например, определение представлено в Словаре
русского языка: «Развлечение - занятие, времяпрепровождение, доставляющее
удовольствие, развлекающее». Согласно Универсальной электронной
энциклопедии, исследуемая категория определяется как «...вид
поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие».
Представленные определения
дают возможность уточнить базовое понятие развлекательной индустрии.
Итак, развлечение - это особый вид досуговой деятельность, который
предполагает физическую, эмоциональную или интеллектуальную
активность субъекта, направленную на получение удовольствия и
впечатлений. Развлечения обеспечивают поступление извне дополнительных
эмоций, энергии, отвлекают от обыденных мыслей и переживаний. Ключевыми
характеристиками развлечений являются удовольствие и впечатления,
которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом,
не зависимо от того, в какой форме оно представлено. Возможность
получения удовольствия и впечатлений являются основными побуждающими
мотивами развлечений.
Форма или источник получения удовольствия
и впечатлений могут быть различными, будь то катание на роликах, игра
в карты, домино, посещение ночного клуба, кинотеатра или просмотр
игры футбольной команды. Бизнес, ориентированный на то, чтобы создавать
условия для удовлетворения проявляемых интересов и потребностей
в развлечениях формирует современную развлекательную индустрию.
Таким образом, продукт
индустрии развлечений в широком смысле - это удовольствие, впечатление,
получаемые посредством развлечения и являющийся предметом обмена
на развлекательном рынке. В узком смысле - это услуги и товары, достаточные
для удовлетворения потребностей в процессе и в целях развлечения.
В соответствии с методикой определения элементов потребления,
исследуемую систему удовлетворения потребности можно представить
в виде следующей схемы:
В данной системе потребность
представляет собой субъектно-объектное отношение, в котором субъект
и объект потребности являются равнозначными взаимообусловленными
элементами.
Субъект выступает активным источником потребности.
В нашем случае - это человек, испытывающий потребность в развлечении.
Объект потребности является носителем несоответствия (пассивным
источником потребности). Именно эмоциональное состояние субъекта
является объектом воздействия в процессе развлечения; оно изменяется
в ходе удовлетворения потребности до необходимого субъекту состояния.
Как было указанно выше, потребность в развлечениях может быть удовлетворена
различными способами - путем потребления, как товаров, так и разнообразных
услуг (или путем их сочетания). Таким образом, мы находимся в рамках
комбинированного способа удовлетворения потребности.
В качестве факторов
внешней среды, выступают факторы, влияющие на выбор средств удовлетворения
указанной потребности: желание получить комплекс развлечений т.д.
(культурно-развлекательные комплексы, торгово-развлекательные
центры); желание получить профессиональный результат (специализированные
предприятия, спортивные центры); стремление к экономии времени (Интернет
развлечения, пассивные, самодеятельные развлечения); престижность
в определенной среде (закрытые для массового посетителя камерные
развлекательные учреждения).
Рассуждая о многообразии
способов удовлетворения указанной потребности, можно судить о наличии
конкуренции в индустрии развлечений на межпродуктовом уровне. То
есть, существует альтернатива развлечения «между походом в театр,
кинотеатром и вечером в аквапарке» . Именно конкурентная альтернатива
между потреблением ряда продуктов позволяет судить об их родственности
по характеру удовлетворяемой потребности. Потребитель формирует
запрос и платежеспособный спрос, выбирая способ удовлетворения таковой
в рамках существующих альтернатив.
Совокупность предприятий,
предоставляющих развлекательные услуги и организующих досуг
людей, образует инфраструктуру развлечений. Под инфраструктурным
объектом, относящимся к сфере развлечений, следует понимать целостный
функционирующий объект, представляющий собой здание, его часть
или совокупность зданий нежилого назначения, сооружения и соответствующие
объекты, предлагающие услугу или комплекс услуг развлекательного
характера. Современные развлекательные центры редко останавливаются
на одном направлении, и, как правило, в основе их предложения лежит
продукт, имеющий в своей основе комплекс развлечений и ряд сопутствующих
услуг: питание, размещение, розничная торговля и прочее. Данное
обстоятельство обуславливает сложную и многоуровневую структуру
продукта индустрии развлечений.
Во всем мире индустрия
развлечений является очень прибыльным бизнесом. К ней относят киноиндустрию,
шоу-программы, спортивно-зрелищные мероприятия, музыкальные фестивали,
культурно-развлекательные центры, дискотеки, боулинг-клубы,
гольф-клубы, бильярд, аттракционы, аквапарки, ночные клубы, а также
Интернет, телевидение и другие каналы распространения информации.
Глобализация и укрупнение
объектов мировой индустрии развлечений привели к созданию крупных
развлекательных центров и зон, куда сходятся туристы из разных уголков
планеты. В качестве «якоря» для создания подобных центров наиболее
часто выступает игорный бизнес. Именно азартные игры является мощным
стимулом для путешествий и развлечений. По этому принципу организованы
все мировые развлекательные центры - города казино Лас- Вегас, Атлантик-Сити,
Макао, Монте-Карло. Такому примеру планируют последовать и отечественные
проектанты четырех игорных развлекательных зон «Сибирская монета»,
«Азов-Сити», «Янтарный берег», «Приморье», которые могут стать крупными
центрами современного отдыха и туризма. В каждом из проектов вокруг
игорного бизнеса предусматривается создание широкоформатной
развлекательной базы, которая будет включать практически все виды
современной развлекательной индустрии.
Сегодня в торговых
центрах стали появляться аттракционы, рассчитанные не только для
детей, но и на молодежь, если говорить о приоритетах, то на сегодняшний
день наибольший интерес как к развлечению в торговых комплексах потребители
проявляют к кинотеатру бильярду боулингу игровым зонам тенденция
совмещения торговли и развлечений особенно характерна для торговых
центров США стран Азии и ближнего востока и некоторых крупных городов
России.
Сегодня, чтобы привлечь
покупателя, недостаточно обеспечивать как можно большее количество
различных форм развлечений форм и отдыха надо чем-то выделятся на
фоне остальных. В качестве инструмента для придания отличительной
черты современным развлекательным центрам выступает тематизация
(концептуализация) разработке концепции предшествует маркетинговое
исследование, где рассчитывается количество потенциальных покупателей
и приблизительная выручка на 1 кв. м.
В Москве, Санкт-Петербурге
и других крупных городах наметилась тенденция укрупнения объектов
развлекательной индустрии, строительства больших развлекательных
комплексов с развитым ассортиментом новейшего оборудования. Отличительной
особенностью нынешнего этапа развития индустрии развлечений в
России является ее проникновение и становление в российских регионах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий