TRANSLATE

суббота, 6 апреля 2013 г.

Во всем ми­ре ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний яв­ля­ет­ся очень при­быль­ным делом.



Во всем ми­ре ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний яв­ля­ет­ся очень при­быль­ным делом.


Раз­вле­че­ния - од­на из ва­ж­ней­ших сфер по­все­днев­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, ко­то­рая, на­ря­ду с об­ра­зо­ва­ни­ем, спо­соб­на су­ще­ст­вен­но вли­ять на со­сто­я­ние об­ще­ст­ва. Ну­ж­да в них по­я­в­ля­ет­ся сра­зу по­с­ле удо­в­ле­тво­ре­ния пер­ви­ч­ных по­треб­но­стей.

К кон­цу XX в. ми­ро­вая ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний ак­ку­му­ли­ру­ет мил­ли­ар­ды дол­ла­ров и яв­ля­ет­ся зна­чи­мой ча­стью эко­но­ми­ки боль­шин­ст­ва стран. Не­смо­т­ря на мас­штаб­ность ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний, си­с­те­ма эко­но­ми­че­с­ких зна­ний в от­но­ше­нии дан­ной сфе­ры ис­сле­до­ва­ний име­ет не­оп­ре­де­лен­ный и не­од­но­зна­ч­ный ха­ра­к­тер. В ин­ду­ст­рию раз­вле­че­ний, кро­ме кон­церт­ных за­лов, ка­зи­но, ки­но­те­а­т­ров, вхо­дят - пар­ки, ат­трак­ци­о­ны, но­ч­ные клу­бы, ин­тер­нет-ка­фе, ак­ва­пар­ки, кар­то­дро­мы и пр. Сю­да мо­гут быть от­не­се­ны и пред­при­ятия, ор­га­ни­зу­ю­щие спор­тив­но-зре­лищ­ные ме­ро­при­я­тия, а так­же за­ня­тия фи­зи­че­с­кой куль­ту­рой (на­при­мер, бас­сей­ны, спор­тив­ные за­лы и пр.). С раз­вле­че­ни­я­ми мо­гут быть свя­за­ны и не­ко­то­рые пред­при­ятия куль­ту­ры (би­б­ли­о­те­ки, му­зеи, вы­став­ки). 

Раз­но­об­ра­зие в ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний при­зна­ет­ся все­ми как до­с­то­ин­ст­во, но, в то же вре­мя, яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­ным фа­к­то­ром, за­труд­ня­ю­щим ме­недж­мент и мар­ке­тинг дан­ных объ­е­к­тов. Раз­вер­ну­тая дис­кус­сия на эту те­му про­зву­ча­ла на кон­фе­рен­ции «Ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний и игор­ный биз­нес» (март, 2004, Мо­с­к­ва). В по­ня­тие ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний вклю­че­на лю­бая де­я­тель­ность, за­щи­щен­ная ав­тор­ски­ми пра­ва­ми и име­ю­щая от­но­ше­ние к ки­но­биз­не­су, му­зы­ке, те­ле­ви­де­нию, ли­те­ра­ту­ре, про­из­вод­ст­ву ком­пь­ю­тер­ных про­грамм, ви­део и ау­дио­ма­те­ри­а­лов, а так­же ком­па­ний, свя­зан­ных с их до­с­тав­кой и сбы­том. 

Боль­шин­ст­во оп­ре­де­ле­ний ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний сво­дят­ся к пе­ре­чи­с­ле­нию ви­дов де­я­тель­но­сти или пред­при­ятий, от­не­сен­ных к раз­вле­че­ни­ям. Од­на­ко дан­ный под­ход не вы­яв­ля­ет спе­ци­фи­ку де­я­тель­но­сти пред­при­ятий, за­ня­тых в раз­вле­че­нии лю­дей и не от­ра­жа­ет вид по­треб­но­сти, на ко­то­рый они ори­ен­ти­ро­ва­ны. Со­дер­жа­ние мо­ти­вов и по­треб­но­стей, удо­в­ле­тво­ря­е­мых про­ду­к­та­ми ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний, сво­дит­ся к то­му, что раз­вле­че­ния не­по­сред­ст­вен­но вли­я­ют на ду­хов­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка. 

Рас­смо­т­рим ряд оп­ре­де­ле­ний и по­пы­та­ем­ся оп­ре­де­лить клю­че­вые ха­ра­к­те­ри­сти­ки раз­вле­че­ния как та­ко­во­го: 

  • Раз­вле­че­ние - вид по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, по­мо­га­ю­щий ему рас­сла­бить­ся и по­лу­чить удо­воль­ст­вие.
  • Раз­вле­че­ние - от­вле­че­ние от при­вы­ч­ных форм и ви­дов уто­мив­шей и на­ску­чив­шей де­я­тель­но­сти, при­но­ся­щее по­ло­жи­тель­ные впе­чат­ле­ния.
  • Раз­вле­че­ние - за­ня­тие, вре­мя­ п­ре­про­вожде­ние, до­с­та­в­ля­ю­щее удо­воль­ст­вие, раз­вле­ка­ю­щее.
  • Раз­вле­че­ние - вид ак­тив­ной де­я­тель­ность, ко­то­рая на­пра­в­ле­на на удо­в­ле­тво­ре­ние при­су­щих по­треб­но­стей (в лю­бой сфе­ре - фи­зи­о­ло­ги­че­с­кой, эмо­ци­о­наль­ной, ин­тел­ле­к­ту­аль­ной или ду­хов­ной) и обес­пе­чи­ва­ет по­сту­п­ле­ние из­вне до­по­л­ни­тель­ной энер­гии, но­вых впе­чат­ле­ний.


Как и при­ве­ден­ные вы­ше, боль­шин­ст­во су­ще­ст­ву­ю­щих оп­ре­де­ле­ний раз­вле­ка­тель­ной ин­ду­ст­рии сво­дят­ся к пе­ре­чи­с­ле­нию ви­дов де­я­тель­но­сти или пред­при­ятий, от­не­сен­ных к раз­вле­че­ни­ям. Од­на­ко пред­ло­жен­ные под­хо­ды не вы­яв­ля­ют спе­ци­фи­ку де­я­тель­но­сти пред­при­ятий, за­ня­тых в раз­вле­че­нии лю­дей и не от­ра­жа­ют вид по­треб­но­сти, на ко­то­рый они ори­ен­ти­ро­ва­ны. Оп­ре­де­лим со­дер­жа­ние мо­ти­вов и нужд, удо­в­ле­тво­ря­е­мых про­ду­к­та­ми ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний. Для вы­пол­не­ния ука­зан­ной за­да­чи не­об­хо­ди­мо кон­кре­ти­зи­ро­вать ис­ход­ное по­ня­тие ис­сле­ду­е­мой пред­мет­ной об­ла­с­ти са­му ка­те­го­рию «раз­вле­че­ние». В со­в­ре­мен­ной на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре по­ня­тие «раз­вле­че­ние» тра­к­ту­ет­ся до­воль­но ши­ро­ко. Та­кое, на­при­мер, оп­ре­де­ле­ние пред­ста­в­ле­но в Сло­ва­ре рус­ско­го язы­ка: «Раз­вле­че­ние - за­ня­тие, вре­мя­п­ре­про­во­ж­де­ние, до­с­та­в­ля­ю­щее удо­воль­ст­вие, раз­вле­ка­ю­щее». Со­г­ла­с­но Уни­вер­саль­ной элек­т­рон­ной эн­ци­к­ло­пе­дии, ис­сле­ду­е­мая ка­те­го­рия оп­ре­де­ля­ет­ся как «...вид по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, по­мо­га­ю­щий ему рас­сла­бить­ся и по­лу­чить удо­воль­ст­вие».

Пред­ста­в­лен­ные оп­ре­де­ле­ния да­ют воз­мо­ж­ность уто­ч­нить ба­зо­вое по­ня­тие раз­вле­ка­тель­ной ин­ду­ст­рии. Итак, раз­вле­че­ние - это осо­бый вид до­су­го­вой де­я­тель­ность, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет фи­зи­че­с­кую, эмо­ци­о­наль­ную или ин­тел­ле­к­ту­аль­ную ак­тив­ность субъ­е­к­та, на­пра­в­лен­ную на по­лу­че­ние удо­воль­ст­вия и впе­чат­ле­ний. Раз­вле­че­ния обес­пе­чи­ва­ют по­сту­п­ле­ние из­вне до­по­л­ни­тель­ных эмо­ций, энер­гии, от­вле­ка­ют от обы­ден­ных мы­с­лей и пе­ре­жи­ва­ний. Клю­че­вы­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми раз­вле­че­ний яв­ля­ют­ся удо­воль­ст­вие и впе­чат­ле­ния, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют про­цесс раз­вле­че­ния или яв­ля­ют­ся его ре­зуль­та­том, не за­ви­си­мо от то­го, в ка­кой фор­ме оно пред­ста­в­ле­но. Воз­мо­ж­ность по­лу­че­ния удо­воль­ст­вия и впе­чат­ле­ний яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми по­бу­ж­да­ю­щи­ми мо­ти­ва­ми раз­вле­че­ний. 


Фор­ма или ис­то­ч­ник по­лу­че­ния удо­воль­ст­вия и впе­чат­ле­ний мо­гут быть различными, будь то ка­та­ние на ро­ли­ках, иг­ра в кар­ты, до­ми­но, по­се­ще­ние но­ч­но­го клу­ба, ки­но­те­а­т­ра или про­смотр иг­ры фут­боль­ной ко­ман­ды. Биз­нес, ори­ен­ти­ро­ван­ный на то, что­бы со­з­да­вать ус­ло­вия для удо­в­ле­тво­ре­ния про­яв­ля­е­мых ин­те­ре­сов и по­треб­но­стей в раз­вле­че­ни­ях фор­ми­ру­ет со­в­ре­мен­ную раз­вле­ка­тель­ную ин­ду­ст­рию.


Та­ким об­ра­зом, про­дукт ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний в ши­ро­ком смы­с­ле - это удо­воль­ст­вие, впе­чат­ле­ние, по­лу­ча­е­мые по­сред­ст­вом раз­вле­че­ния и яв­ля­ю­щий­ся пред­ме­том об­ме­на на раз­вле­ка­тель­ном рын­ке. В уз­ком смы­с­ле - это ус­лу­ги и то­ва­ры, до­с­та­то­ч­ные для удо­в­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей в про­цес­се и в це­лях раз­вле­че­ния. В со­от­вет­ст­вии с ме­то­ди­кой оп­ре­де­ле­ния эле­мен­тов по­треб­ле­ния, ис­сле­ду­е­мую си­с­те­му удо­в­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти мо­ж­но пред­ста­вить в ви­де сле­ду­ю­щей схе­мы:

В дан­ной си­с­те­ме по­треб­ность пред­ста­в­ля­ет со­бой субъ­ект­но-объ­ект­ное от­но­ше­ние, в ко­то­ром субъ­ект и объ­ект по­треб­но­сти яв­ля­ют­ся рав­но­зна­ч­ны­ми вза­и­мо­обу­сло­в­лен­ны­ми эле­мен­та­ми.

 Субъ­ект вы­сту­па­ет ак­тив­ным ис­то­ч­ни­ком по­треб­но­сти. В на­шем слу­чае - это че­ло­век, ис­пы­ты­ва­ю­щий по­треб­ность в раз­вле­че­нии. Объ­ект по­треб­но­сти яв­ля­ет­ся но­си­те­лем не­со­от­вет­ст­вия (пас­сив­ным ис­то­ч­ни­ком по­треб­но­сти). Имен­но эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние субъ­е­к­та яв­ля­ет­ся объ­е­к­том воз­дей­ст­вия в про­цес­се раз­вле­че­ния; оно из­ме­ня­ет­ся в хо­де удо­в­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти до не­об­хо­ди­мо­го субъ­е­к­ту со­сто­я­ния. Как бы­ло ука­зан­но вы­ше, по­треб­ность в раз­вле­че­ни­ях мо­жет быть удо­в­ле­тво­ре­на раз­ли­ч­ны­ми спо­со­ба­ми - пу­тем потребления, как то­ва­ров, так и раз­но­об­раз­ных ус­луг (или пу­тем их со­че­та­ния). Та­ким об­ра­зом, мы на­хо­дим­ся в рам­ках ком­би­ни­ро­ван­но­го спо­со­ба удо­в­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти.

В ка­че­ст­ве фа­к­то­ров внеш­ней сре­ды, вы­сту­па­ют фа­к­то­ры, вли­я­ю­щие на вы­бор средств удо­в­ле­тво­ре­ния ука­зан­ной по­треб­но­сти: же­ла­ние по­лу­чить ком­п­лекс раз­вле­че­ний т.д. (куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ные ком­п­ле­к­сы, тор­го­во-раз­вле­ка­тель­ные цен­т­ры); же­ла­ние по­лу­чить про­фес­си­о­наль­ный ре­зуль­тат (спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные пред­при­ятия, спор­тив­ные цен­т­ры); стре­м­ле­ние к эко­но­мии вре­ме­ни (Ин­тер­нет раз­вле­че­ния, пас­сив­ные, са­мо­де­я­тель­ные раз­вле­че­ния); пре­сти­ж­ность в оп­ре­де­лен­ной сре­де (за­кры­тые для мас­со­во­го по­се­ти­те­ля ка­мер­ные раз­вле­ка­тель­ные уч­ре­ж­де­ния). 

Рас­су­ж­дая о мно­го­об­ра­зии спо­со­бов удо­в­ле­тво­ре­ния ука­зан­ной по­треб­но­сти, мо­ж­но су­дить о на­ли­чии кон­ку­рен­ции в ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний на меж­про­ду­к­то­вом уров­не. То есть, су­ще­ст­ву­ет аль­тер­на­ти­ва раз­вле­че­ния «ме­ж­ду по­хо­дом в те­атр, ки­но­те­а­т­ром и ве­че­ром в ак­ва­пар­ке» . Имен­но кон­ку­рент­ная аль­тер­на­ти­ва ме­ж­ду по­треб­ле­ни­ем ря­да про­ду­к­тов по­з­во­ля­ет су­дить об их род­ст­вен­но­сти по ха­ра­к­те­ру удо­в­ле­тво­ря­е­мой по­треб­но­сти. По­тре­би­тель фор­ми­ру­ет за­прос и пла­те­же­спо­соб­ный спрос, вы­би­рая спо­соб удо­в­ле­тво­ре­ния та­ко­вой в рам­ках су­ще­ст­ву­ю­щих аль­тер­на­тив.

Со­во­куп­ность пред­при­ятий, пре­до­с­та­в­ля­ю­щих раз­вле­ка­тель­ные ус­лу­ги и ор­га­ни­зу­ю­щих до­суг лю­дей, об­ра­зу­ет ин­ф­ра­стру­к­ту­ру раз­вле­че­ний. Под ин­ф­ра­стру­к­тур­ным объ­е­к­том, от­но­ся­щим­ся к сфе­ре раз­вле­че­ний, сле­ду­ет по­ни­мать це­ло­ст­ный функ­ци­о­ни­ру­ю­щий объ­ект, пред­ста­в­ля­ю­щий со­бой зда­ние, его часть или со­во­куп­ность зда­ний не­жи­ло­го на­зна­че­ния, со­ору­же­ния и со­от­вет­ст­ву­ю­щие объ­е­к­ты, пред­ла­га­ю­щие ус­лу­гу или ком­п­лекс ус­луг раз­вле­ка­тель­но­го ха­ра­к­те­ра. Со­в­ре­мен­ные раз­вле­ка­тель­ные цен­т­ры ред­ко ос­та­на­в­ли­ва­ют­ся на од­ном на­пра­в­ле­нии, и, как пра­ви­ло, в ос­но­ве их пред­ло­же­ния ле­жит про­дукт, име­ю­щий в сво­ей ос­но­ве ком­п­лекс раз­вле­че­ний и ряд со­пут­ст­ву­ю­щих ус­луг: пи­та­ние, раз­ме­ще­ние, роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля и про­чее. Дан­ное об­сто­я­тель­ст­во обу­с­ла­в­ли­ва­ет сло­ж­ную и мно­го­уров­не­вую стру­к­ту­ру про­ду­к­та ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний. 

Во всем ми­ре ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний яв­ля­ет­ся очень при­быль­ным биз­не­сом. К ней от­но­сят ки­но­ин­ду­ст­рию, шоу-про­грам­мы, спор­тив­но-зре­лищ­ные ме­ро­при­я­тия, му­зы­каль­ные фе­с­ти­ва­ли, куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ные цен­т­ры, дис­ко­те­ки, бо­у­линг-клу­бы, гольф-клу­бы, биль­ярд, ат­трак­ци­о­ны, ак­ва­пар­ки, но­ч­ные клу­бы, а так­же Ин­тер­нет, те­ле­ви­де­ние и дру­гие ка­на­лы рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции.

Гло­ба­ли­за­ция и ук­руп­не­ние объ­е­к­тов ми­ро­вой ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний при­ве­ли к со­з­да­нию круп­ных раз­вле­ка­тель­ных цен­т­ров и зон, ку­да схо­дят­ся ту­ри­сты из раз­ных угол­ков пла­не­ты. В ка­че­ст­ве «яко­ря» для со­з­да­ния по­доб­ных цен­т­ров наи­бо­лее ча­с­то вы­сту­па­ет игор­ный биз­нес. Имен­но азарт­ные иг­ры яв­ля­ет­ся мощ­ным сти­му­лом для пу­те­ше­ст­вий и раз­вле­че­ний. По это­му прин­ци­пу ор­га­ни­зо­ва­ны все ми­ро­вые раз­вле­ка­тель­ные цен­т­ры - го­ро­да ка­зи­но Лас- Ве­гас, Ат­лан­тик-Си­ти, Ма­као, Мон­те-Кар­ло. Та­ко­му при­ме­ру пла­ни­ру­ют по­с­ле­до­вать и оте­че­ст­вен­ные про­ек­тан­ты че­ты­рех игор­ных раз­вле­ка­тель­ных зон «Си­бир­ская мо­не­та», «Азов-Си­ти», «Ян­тар­ный бе­рег», «При­мо­рье», ко­то­рые мо­гут стать круп­ны­ми цен­т­ра­ми со­в­ре­мен­но­го от­ды­ха и ту­риз­ма. В ка­ж­дом из про­ек­тов во­к­руг игор­но­го биз­не­са пре­д­у­сма­т­ри­ва­ет­ся со­з­да­ние ши­ро­ко­фор­мат­ной раз­вле­ка­тель­ной ба­зы, ко­то­рая бу­дет вклю­чать пра­к­ти­че­с­ки все ви­ды со­в­ре­мен­ной раз­вле­ка­тель­ной ин­ду­ст­рии.

Се­го­д­ня в тор­го­вых цен­т­рах ста­ли по­я­в­лять­ся ат­трак­ци­о­ны, расс­чи­та­нные не толь­ко для де­тей, но и на мо­ло­дежь, ес­ли го­во­рить о приоритетах, то на се­го­д­няш­ний день наи­боль­ший ин­те­рес как к раз­вле­че­нию в тор­го­вых ком­п­ле­к­сах по­тре­би­те­ли про­яв­ля­ют к ки­но­те­а­т­ру биль­яр­ду бо­у­лин­гу иг­ро­вым зо­нам тен­ден­ция со­в­ме­ще­ния тор­го­в­ли и раз­вле­че­ний осо­бен­но ха­ра­к­тер­на для тор­го­вых цен­т­ров США стран Азии и бли­ж­не­го вос­то­ка и не­ко­то­рых круп­ных го­ро­дов России.
Се­го­д­ня, что­бы при­влечь по­ку­па­те­ля, не­до­с­та­то­ч­но обес­пе­чи­вать как мо­ж­но боль­шее ко­ли­че­ст­во раз­ли­ч­ных форм раз­вле­че­ний форм и от­ды­ха на­до чем-то вы­де­лят­ся на фо­не ос­таль­ных. В ка­че­ст­ве ин­ст­ру­мен­та для при­да­ния от­ли­чи­тель­ной чер­ты со­в­ре­мен­ным раз­вле­ка­тель­ным цен­т­рам вы­сту­па­ет те­ма­ти­за­ция (кон­це­п­ту­а­ли­за­ция) раз­ра­бот­ке кон­це­п­ции пред­ше­ст­ву­ет мар­ке­тин­го­вое ис­сле­до­ва­ние, где рас­счи­ты­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во по­тен­ци­аль­ных по­ку­па­те­лей и при­бли­зи­тель­ная вы­ру­ч­ка на 1 кв. м.

В Мо­с­к­ве, Санкт-Пе­тер­бур­ге и дру­гих круп­ных го­ро­дах на­ме­ти­лась тен­ден­ция ук­руп­не­ния объ­е­к­тов раз­вле­ка­тель­ной ин­ду­ст­рии, стро­и­тель­ст­ва боль­ших раз­вле­ка­тель­ных ком­п­ле­к­сов с раз­ви­тым ас­сор­ти­мен­том но­вей­ше­го обо­ру­до­ва­ния. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ны­неш­не­го эта­па раз­ви­тия ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний в Рос­сии яв­ля­ет­ся ее про­ни­к­но­ве­ние и ста­но­в­ле­ние в рос­сий­ских ре­ги­о­нах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий