TRANSLATE

четверг, 11 апреля 2013 г.

Итак, допустим, что обязанности продюсера возложены на вас.



Итак, допустим, что обязанности продюсера возложены на вас.


Многие  музыканты  рассылают  бесчисленное  множество  демо-записей  в  надежде  на успех. Этот способ может дать результат. Но есть и другие возможности привлечь к себе внимание.  Одна  из  них - запись  и  распространение  полноценного  альбома.  В  последние годы  многие  западные  музыканты  предпочитают  именно  это  путь.  Таким  образом  они преследуют   разные   цели—зафиксировать   определённый   период   своего   творчества, выразить  свои  идеи  без  давления  со  стороны  рекорд-лейбла,  предложить  фирмам  уже готовый  к  тиражированию  альбом.  Если  вы  серьёзно  занимаетесь  музыкой,  то  рано  или поздно  вам  придётся  задуматься  об  этом.  Но  помните:  мир  вовсе  не  ждёт,  когда  вы осчастливите его своим творчеством! 
Не будем касаться технических сторон звукозаписи. Об этом достаточно материалов в  специальных  изданиях.  Наша  цель - маркетинг  и  экономика.  Будем  считать,  что  у  вас есть материал, достойный того, чтобы зафиксировать его на CD. Вы чётко представляете себе   особенности   стиля,   в   котором   работаете   и   вкусы   аудитории,   на   которую ориентируетесь.   Чем   более   традиционный   и   коммерческий   стиль,   в   котором   вы выступаете, тем больше средств потребуется на запись. Требования к продюсированию в поп-музыке и в панк-роке совершенно разные.

Вопрос  №1—финансы  и  бюджет. 
Где  вы  возьмёте  деньги  на  запись это - ваше  дело.
Можно заработать, взять взаймы, найти спонсоров.

Вопрос №2—поиск подходящей студии.
Можно записываться и дома, на компьютере или   портостудии   и   получить   приличный   результат.   Но   в   этом   случае   возникают проблемы. Такой способ подходит далеко не для всех стилей. Очень сложно качественно записать  вокал  и  “живые”  инструменты  (особенно  духовые  и  струнные),  невозможно записать “живые“ барабаны.

Поговорите   с   другими   музыкантами:
·        Где   записываются   они?  
·        Что   они   могут порекомендовать? 
·        Каковы  их  впечатления  от  разных  студий? 
·        Посетите  лично  студии, которые    вам    посоветуют.    Насколько    комфортно    вы    себя    ощущаете    в    них?
·        Поинтересуйтесь  оборудованием  и  расценками. 
·        Сможете  ли  вы  использовать  студию  в мёртвые  часы  (ночью,  например)? 
·        Что  ещё  предоставляет  студия - инструменты,  услуги звукорежиссёров,  сессионных  музыкантов?  Имеют  ли  звукорежиссёры  опыт  работы  в вашем стиле?
·        Как насчёт продюсера?
·        Есть ли у вас кто-то на примете?
·        Может ли студия кого-то порекомендовать? Если да, то с ним потребуется отдельный договор. 

После  того,  как  вы  нашли  студию - РЕПЕТИРОВАТЬ!  Многие  музыканты  уже  в студии,   перед   записью   начинают   отрабатывать   материал.      Часы   тикают.   Деньги испаряются.   Убедитесь   заранее,   что   весь   материал   выучен   наизусть,   партитуры расписаны. 

 Существуют  два  основных  способа  записи: 

1.      «вживую»  (все  исполнители  играют  и поют  одновременно,  всё  сразу  фиксируется  на  аудио - носитель) 
2.      «метод  наложения» (каждый  исполнитель  или  группа  исполнителей  записываются  по  очереди,  как  бы «накладывая»  свои  партии  на  ранее  записанные).  Остановимся  на  втором  способе,  как наиболее подходящем для рок- и поп-музыки, а так же более доступном для начинающих исполнителей.  Так  же  будем  считать,  что  вся  основная  работа  делается  в  домашней студии на базе компьютера. Сегодня многие проекты создаются именно таким способом.

На  Западе  это  называется  «bedroom  music»-«музыка,  сделанная  в  спальне».  Безусловно, вы можете записываться и в профессиональной студии. Но и там чаще всего используются программы Sonar, Samplitude и Cubase/Nuendo, освоить которые можно самостоятельно.

Если   у   вас  достаточно  средств,  то  лучше  пригласить  опытного  продюсера  и звукорежиссёра, чтобы они в профессиональной студии сделали основную работу. Дело в том, что запись 3-4 песен для демо и запись полноценного альбома—далеко не одно и то же.  Если  вы  никогда  не  записывали  целый  альбом,  то  не  представляете  себе,  какой  это огромный объём работы.

Будьте реалистом, составьте точный список песен (композиций), которые вы хотите включить в альбом. На весь проект должно уйти не более 3-4 месяцев. В данном случае подразумевается, что  у вас и у всех остальных участников проекта есть основная работа (учёба). Если работа затянется на большее время, вы потеряете к ней интерес. Если у вас и у  остальных  музыкантов  много  свободного  времени  (отпуск  или  каникулы),  то  можно уложиться   в   3-4   недели.   Конечно,   если   весь   материал   заранее   отрепетирован   до автоматизма.

   Будьте дипломатом.

Перед началом записи нужно найти продюсера. Если вы не приглашаете никого со стороны, то его нужно выбирать из участников группы (если вы не записываете сольный проект).  Это  может  быть  человек,  который  лучше  всех  разбирается  в  электронике,  в компьютерах и звукозаписи. Или автор песен. Или владелец компьютера. Или тот, у кого больше  свободного  времени.  Но  выбрать  ОДНОГО  этого  человека  нужно  на  общем собрании  группы.  Он  будет  выполнять  основную  работу,  от  его  способностей  зависит конечный результат.  Все музыканты должны ему доверять. Он  будет присутствовать на записи  каждой  партии.  Если  ему  что-то  не  понравиться,  он  будет  заставлять  исполнять партию снова и снова. Но если этот человек - вы, не будьте диктатором. Если вы считаете, что записанных партий недостаточно или они не слишком хороши, вам придётся убеждать музыкантов играть ещё и ещё. Будьте дипломатом.


Итак, допустим, что обязанности продюсера возложены на вас. Как  у  вас  с  памятью?  Большинство  компьютерных  программ  для  аудиозаписи позволяют  записывать  не  менее  250  аудиотреков.  Это  два  симфонических  оркестра.

Конечно, вам столько не понадобится. Обычно для рок-поп-групп достаточно от 15 до 40 дорожек на одну песню. Как вы будете помнить особенности каждого трека? Например, гитарист использует различные комбинации эффектов в разное время. Вы хотите записать две  ритм -гитары  и  развести  их  в  стереопанораме  влево  и  вправо.  Да,  ещё  нужно  на отдельную  дорожку  записать  гитару  с  дисторшн  и  ещё  на  одну - сольную  гитарную партию. Итого получаем 4 гитарных трека на одну песню. А ещё будут клавишные, бас, ударные, вокал, эффекты и обработки...  А песен—10-12 ...

Чтобы   не   запутаться   во   всём   этом,   купите   пару   толстых   тетрадей   с   общим количеством страниц около 200. На первой странице каждой из них напишите своё имя и номер  телефона:  в  случае,  если  вы  где-то  потеряете  эти  тетради  будет  некоторый  шанс, что вам их вернут.

Дайте своему альбому рабочее название. Не важно, сохранит ли альбом это имя или вы  дадите  ему  другое.  Чётко  напишите  его  на  первой  странице.  Если  в  окончательном варианте  альбом  будет  под  другим  названием - подпишите  его  ниже,  под  рабочим названием.

На  следующей  странице  напишите  всё  общее,  что,  по-вашему,  относится  к  этому проекту: названия используемых компьютерных программ (с номером версии), место, где вы  записываетесь,  имена  музыкантов  и  авторов  песен,  музыкальные  инструменты  и  эффекты,  приборы   обработки  звука   и   оборудование   и  т.д.     и   т.п.   Это - архивная информация. 

Представьте  себе,  что  через  несколько  лет  вы  или  кто-то  другой  будет наводить справки об этом альбоме, пересводить или перезаписывать его. Вы не обязаны помнить  всю  жизнь  эти  подробности.  Оставьте  несколько  пустых  страниц,  чтобы  потом добавить то, что вы упустили.

Оставшиеся  чистые  страницы  разделите  на  несколько  групп,  по  количеству  песен, которые  вы  будете  записывать.  Допустим,  на  всю  вступительную  часть  вы  отвели  6 листов.  Если  в  вашей  тетради  96  листов,  и  вы  будете  записывать  10  песен,  остаётся  9 листов  (18  страниц)  на  песню.  На  титульном  листе  каждой  секции  чётко  напишите название  песни  и  её  авторов.  Далее  неплохо  написать  полный  текст  и  сетку  гармонии аккомпанемента.  После  начала  записи  вы  должны  отмечать  в  тетради  все  подробности.

Допустим,  первые  12  тактов  вы  записываете  в  размере  ¾  в  темпе  105  ударов  в  минуту, затем  переходите  в  размер  4/4  и  в  темп  120—всё  это  нужно  фиксировать  на  бумаге.

Отмечайте  всё  необходимое:  настройки  инструментов,  положения  и  типы  микрофонов, удачные и неудачные партии и дубли и т.д. Если вы случайно сотрёте какой-либо трек, то по своим записям вы сможете переиграть его и восстановить. 

 

 В  домашней  студии



 В  домашней  студии  проще  всего  записывать  партии  под  метроном  в  следующем порядке:
1.  Ритм-гитара
2.  Соло-гитара
3.  Основная партия клавишных инструментов
4.  Бас
5.  Вокал 
6.  Ударные инструменты
Затем добавлять то, что ещё нужно. Ударные часто бывает лучше записывать после вокала,  как  бы  странно  это  не  показалось  многим.  В  этом  случае  барабанщик  не  будет «загромождать» вокал и расставит акценты именно там, где необходимо.

Ещё одна важная вещь—время, которое вы затратите на весь проект. Его тоже нужно считать  и  записывать  на  отдельных  страницах.  Не  обязательно  считать  с  точностью  до минуты,   достаточно   округлять   до   получаса.   Некоторые   программы   аудиозаписи автоматически  считают  время,  которое  вы  работали  с  ними.  Но  они  не  будут  считать время, затраченное вами на настройку микрофонов. 

Зачем нужно считать это время? Ответ простой. Вы  закончили  работу  над  проектом  и  принесли  его  в  рекорд-лейбл.  Ваш  проект понравился, его готовы купить за фиксированную сумму. В какую сумму вы его оцените?
Допустим, вы затратили на всю работу 250 часов. В какую сумму обошлось бы это время в  профессиональной  студии?  В  России  стоимость  одного  часа  студийного  времени колеблется  от  5  до  60USD ,    в    среднем  около  20USD.  250  часов  умножаем  на  20USD-получаем стоимость студийного времени, которое понадобилось бы вам. Добавьте гонорары своим музыкантам,  продюсеру  и  звукорежиссёру,  и  вы  получите  примерную  стоимость  своей записи.

Есть ещё один существенный момент. Вы записали партии основных инструментов (гитары,  клавишные,  бас)  и  хотите  непременно  добавить  «живые»  барабаны  и/или акустические  инструменты.  Качественно  сделать  это  в  домашних  условиях  невозможно, понадобится воспользоваться услугами профессиональной студии. Если вы будете знать, сколько  времени  понадобится  на  эту  работу,  вы  сможете  точнее  спланировать  свой бюджет.

Если вы продюсируете альбом своей группы, то вы не должны делать это бесплатно. Стандартный  гонорар  продюсера  на  Западе - 4%  от  розничной  цены  CD.  Эти  4% вычитаются  из  суммы,  которую  получают  исполнители  (музыканты).  Это  общемировая практика.    Если    ваша    группа    будет    записываться    на    рекорд - лейбле,    то    фирма автоматически удержит эти 4% в пользу продюсера, кто бы он ни был. Продюсер по праву  считается участником творческого процесса, от него часто зависит успех или провал всего проекта.      Поэтому   в   случае   последующей   продажи   аудио - носителей   с   записанным материалом    вы,    как    продюсер    альбома,        должны    получить    соответствующее вознаграждение. Это  условие нужно заранее обговорить в группе перед началом записи.
Если  кто-то  из  вашей  группы  с  этим  не  согласен—предложите  ему  спродюсировать следующий альбом или нанять продюсера со стороны.

Сколько это будет стоить? 


Профессиональные  продюсеры  рекомендуют  такой  подход  к  студийной  записи. Дома, на компьютере создаётся МИДИ-заготовка будущей песни. Аранжировка делается в черновике  на  самых  дешёвых  тембрах  и  сэмплах  (если  материал  достойно  звучит  на дешёвых  тембрах,  то  на  профессиональных  или  «живьём»  он  зазвучит  ещё  лучше).

Записываются  миди-партии  всех  инструментов  (кроме  вокала),  уточняется  аранжировка, гармония,  голосоведение,  примерные  тембры,  баланс  групп.  Затем  непосредственно  в студии  музыканты  прослушивают  эту  “болванку”  и  наигрывают  “сверху”  партии  живых инструментов    и    добавляют    вокал.    При    сведении    лишние    МИДИ-дорожки    не воспроизводятся, а сводятся лишь новые трэки. Такой подход значительно экономит силы, нервы  и  деньги.  При  самой  записи  в  студии  должно  быть  так:  пришли – настроились – отыграли - ушли. Всё!

Комментариев нет:

Отправить комментарий