TRANSLATE

вторник, 14 августа 2012 г.

Отечественная музыкальная индустрия


Отечественная музыкальная индустрия

В. Силлиберти
Август,2012

Отечественная музыкальная индустрия, подстегнутая проникновением на российский рынок новых технологий, - кабельного и спутникового телевидения, компакт-дисков и т.д. - развивается чрезвычайно стремительно. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема урегулирования отношений между отечественным музыкальным бизнесом и государством, которому принадлежит принципиально важная роль в формировании климата, в котором осуществляется деятельность индустрий культуры. 

 Приходится констатировать, что ни государство, ни деловые структуры не стремятся регулировать импорт новых технологий и их продуктов, во многом определяющий формы бытования поп-музыки в России. В результате, "хозяевами" происходящих перемен являются крупные интернациональные корпорации, центры которых находятся за рубежом. Это закрепляет маргинальное положение российского поп-рынка в отношении и технических средств, и содержания популярной музыки, ибо нельзя забывать, что культура, опирающаяся на масс-медиа, и соответствующие индустрии (музыкальная, киноиндустрия и т.д.) - в известном смысле является побочным продуктом (и не самым существенным источником доходов) финансово-промышленных групп, производящих радиоэлектронное оборудование.

Приходится констатировать, что и сегодня государство по-прежнему руководствуется принципом невмешательства в частный сектор, который считается оплотом "массовой культуры". Эта позиция представляется несовременной, теоретически не обоснованной и достаточно опасной, поскольку именно недостаток связи между государством и рынком создает серьезные проблемы в культурной сфере (что в полной мере иллюстрирует отечественный музыкальный бизнес). Радикальный разрыв между массовой культурой, которой априорно приписывается низкое качество и которая вызывает стойкое отторжение властей, и "высокой культурой", запертой в нескольких "неприступных бастионах", относительно защищенных от текущих потрясений, наносит ущерб и той, и другой. 

Законодательная активность в области музыкального бизнеса пока сводится к принятию двух законов - "О средствах массовой информации" (1991) и "Об авторском и смежных правах" (1993). Ситуация с последним рассматривалась нами в Главе III "Авторское право и музыкальный издательский бизнес в России" Второго раздела. Что же касается политики в области СМИ, одним из ярких симптомов ее "вне-культурной" ориентации является существование Федерального Телерадиокомитета, отдельного от федерального Министерства Культуры, что означает формальное разделение ответственности за культуру и ответственности за теле- и радиовещание, идущее вразрез с логикой нормального культурного строительства [Renard, 1996]. За пределами сферы законодательного регулирования пока остается проблема лицензирования концертной деятельности, решение которой является насущной необходимостью для отечественного поп-рынка, сориентированного на концертную продукцию. 

Приходится отмечать, что Министерство Культуры имеет минимальное влияние в области фонографического бизнеса, что осложняет выработку и реализацию общей политики в области музыки. Оно не финансирует организации, не входящие в его "список", не демонстрирует приязни к новым формам художественного выражения, и для артистов, работающих в сфере популярной музыки, является чем-то весьма удаленным и абстрактным. 

Между тем, государство может быть регулятором в тех областях культурной деятельности, где действуют рыночные силы, обеспечивая поддержку художественному качеству и плюрализму, поддерживая через разные каналы национальных производителей, вынужденных конкурировать с зарубежными транснациональными корпорациями. "В условиях открытой экономики, роль властей заключается в обеспечении разнообразия вкусов и ожиданий аудитории, в создании возможностей для сохранения национальной независимости в данной области и в наблюдении за тем, чтобы рынок функционировал в соответствии с действующим законодательством".

Одной из важных проблем является поддержка госсектора, поскольку существование общественного интереса к производству и тиражированию записей не может приниматься как должное. И тот факт, что интернациональные звукозаписывающие компании в ведущих странах - частные, не означает автоматически, что тоже самое должно быть верно в отношении России. 

Очевидно, что популярная музыка требует иных форм прямого и косвенного финансирования по сравнению с традиционными жанрами. Она, вероятно, получила бы пользу от более мобильной помощи, рассчитанной на поиск талантов, организацию туров, оборудование репетиционных и концертных площадок, поддержку проектов отдельных звукозаписывающих компаний и т.д. 

Так или иначе, центральной проблемой в реализации политики (если бы таковая существовала) является то, что в "России еще не установлена в полной мере власть закона. В стране по-прежнему требуется полное прояснение ролей законодательной и исполнительной власти, законодательного определения прав собственности, контрактного законодательства и законодательства в области бизнеса, эффективного судебного аппарата и реального искоренения криминальных практик" 

Развитие отечественного рынка поп-музыки происходит под одновременным влиянием нескольких групп факторов, которые теснейшим образом переплетены - в частности, некоторых имманентных характеристик современных поп-рынков и музыкальной индустрии, правового и социально-экономического климата в стране, влияния крупнейших мировых производителей радиоэлектронной и аудио-визуальной продукции. 

В существующем законодательном и экономическом климате развитие отечественной музыкальной индустрии (эволюция ее структуры и форм деятельности) и формирование предложения на рынке музыкальной продукции происходит под влиянием двух несо-направленных сил - I. стремления производителей к максимизации доходов (как и в любой коммерческой деятельности), II. реализации личных (внефинансовых) интересов ряда влиятельных лиц. Причем первая сила сама по себе несет внутренний конфликт, охарактеризованный ниже.

I. Максимизация доходов возможна через увеличение объема продаж музыкального продукта - фонограмм и билетов на концерты. При этом покупатель может быть как 1) "индивидуальным" (широкая аудитория) так и 2)"корпоративным" (спонсор, телеканал и т.д.) 

1) Объемы продаж музыки массовой аудитории прямо зависят от создания привлекательного для аудитории продукта и его эффективного продвижения на рынке. Создавая коммерческий продукт, производители стараются отвечать предполагаемым ожиданиям отечественной аудитории, вкусы которой изменчивы и подвергаются влиянию самых разных факторов (от текущих тенденций зарубежной популярной музыки, до неискоренимых ностальгических настроений значительного числа слушателей). 

Продажа фонографического продукта на отечественном рынке испытывает серьезные проблемы из-за огромных масштабов аудио-пиратства, которое лишает отечественных производителей значительной части потенциальных доходов (правда, спасая их от необходимости конкурировать на внутреннем рынке с ведущими мировыми звукозаписывающими компаниями). 

Невозможность в полной мере эксплуатировать этот источник доходов заставляет российский музыкальный бизнес ориентироваться на "живые" выступления как на основной источник финансовых поступлений. 

Специфика деятельности диктует и особую структуру отечественной индустрии - в ее центре оказывается не фонографическая компания, но продюсер или продюсирующая структура, контролирующая обе сферы деятельности исполнителя - создание фонограмм и "живые" выступления.

2) Отсутствие государственной политики в области музыки подталкивает отечественный шоу-бизнес к контактам с деловыми, криминальными, властными структурами. Это позволяет привлекать в индустрию "живые деньги", минуя индивидуальных потребителей (в виде спонсирования и пр.) При этом мотивации финансирующих структур могут существенно отличаться от мотиваций аудитории (которая в этом случае лишь частично оплачивает музыкальный продукт), в известной степени превращая ее в рудимент сферы потребления, оказывающий все меньше влияния на индустрию. Этому же способствует и фактор, охарактеризованный далее. 

II. Реализация личных интересов ряда влиятельных деятелей отечественного музыкального бизнеса (исполнителей, авторов, продюсеров), часто идущих вразрез с рыночной конъюнктурой, является продолжением традиции отношений "патрон-клиент" и ярким свидетельством коррумпированности музыкальной индустрии. Такая практика значительно сужает возможность влияния на индустрию как со стороны индивидуальных потребителей, так и со стороны государства и общества. 

В условиях концентрации транснациональной индустрии развлечений всю большую актуальность приобретает вопрос о той позиции, которую отечественный рынок занимает по отношению к ведущим мировым производителям музыкального продукта. 

К настоящему моменту на внутреннем рынке интернациональная музыкальная индустрия не составляет заметной конкуренции отечественным производителям из-за расцвета в стране криминальных практик (в первую очередь, аудиопиратства); законодательных проблем, касающихся авторского права и других юридических сфер, входящих в орбиту музыкального бизнеса; сравнительно невысокой платежеспособности населения. 

Одновременно, на крупных мировых рынках российские производители популярной музыки не составляют конкуренции ведущим транснациональным компаниям (во всяком случае, отечественная популярная фонографическая продукция практически не представлена в ведущих розничных сетях типа "Virgin", "HMV"). Экспорт осуществляется лишь в страны с крупными российскими диаспорами, где российская продукция потребляется локально.

Таким образом, российский музыкальный рынок по-прежнему остается сравнительно изолированным, привлекая, тем не менее, растущее внимание ведущих транснациональных музыкальных компаний .

Комментариев нет:

Отправить комментарий