Рок-музыка и формирование стиля жизни современной молодежи.
В.Силлиберти
Август,2012
Функции рок-музыки можно сгруппировать в девять
групп. Эти функции демонстрируют, что рок-музыка может обладать силой символа,
знака; может символизировать собой систему ценностей или образ жизни, к которым
с ее помощью приобщаются слушатели.
Если явный
смысл общения с рок-музыкой - ее эмоциональное восприятие, то скрытый смысл
-приобщение к определенным социальным группам и их ценностям. Эти функции
выступают в качестве способа социализации личности через рок-музыку в условиях
современного общества.
Функции рок-музыки, связанные с типами
воздействия тех или иных жанров, направлений и течений музыки, зависят от
музыкальной формы последних. Специфика воздействия того или иного направления
рок-музыки (как и музыки вообще) определяется ее мотивационной направленностью,
которую можно подразделить на следующие типы:
1. Музыка побуждает слушателя воспринимать и
осмысливать саму себя (замкнута на себя.).
2. Музыка замыкается на социум, то есть
направляет внимание слушателя не столько на себя, сколько на то, что она выражает.
Важную роль здесь играет содержание текстов.
3. Музыка замыкает человека на себе самом,
побуждает его к индивидуальной активности в момент восприятия (здесь важна
экспрессия музыкальной формы).
4. Музыка замыкает человека на его природную
сущность, сверхиндивидуальность. В этом случае музыка воспринимается
исключительно через подсознательные структуры психики.
Рок-музыка, относящаяся к перечисленным типам
мотивационной направленности, часто выступает как «идеология»,
как основа появления. различных субкультурных стилей. В свою очередь
музыкально-эстетические достоинства или недостатки направлений рок-музыки во
многом определяют место и способы их социального функционирования.
Под стилем понимается способ выражения мысли в
языке, особая манера выражения в общении, поведении, одежде, прическе и других
характерных для индивидуума проявлениях. Стиль - это способ или метод действия
или представления, особенно если он соответствует какому-то стандарту;
отличительная, характерная манера; модный и роскошный образ жизни; вообще
выразительность, мастерство, врожденное умение в представлении, образе
деятельности и подаче самого себя или социальной группы. Это комплексные, более
или менее консистентные образцы поведения и ценностных установок, проявляющиеся
в школьной жизни и профессиональной деятельности молодежи с одной стороны, и в
их свободном времени, включая потребление, с другой. То есть стили жизни как
идеальный тип состоят из ценностных установок и специфических образцов
поведения.
Способы разрешения личностью противоречий между
внутренним миром личности, ее стремлениями, целями и объективным социальным
бытием этих противоречий лежат в основе формирования и осуществления различных
стилей жизни.
Появившись, рок-музыка достаточно быстро обрела
статус субкультуры и, соответственно, функцию формирования ценностей и моделей
поведения в молодежной среде. Рок-музыка создала определенный стиль жизни
молодежи и новое мировоззрение с определенным отношением к ценностям
традиционной культуры, выдвигая альтернативную традиционной систему не только
эстетических, но и этических ценностей.
Во-первых, музыкальное направление хард-рок.
Этому стилю присуще внутренние и внешние характеристики: длинные волосы, джинсы
или узкие обтягивающие брюки, свободная майка (желательно с какими-либо
английскими словами). Именно любители хард-рока являются основными
потребителями гашиша и марихуаны.
Во-вторых, музыкальное направление хеви-металл.
Для него характерны: так называемый «тяжелый металл».
Этому направлению соответствует стиль жизни, для обозначения которого в
диссертации предложено использовать термин «металлисты».
Данному стилю присуще внешние и внутренние характеристики: у них может быть
выбритая голова или средняя длинна волос, реже длинные волосы. Обязательны
металлические аксессуары: цепочки, клепаные браслеты, перстни, множество
клепок, шипов на одежде и обуви.
В-третьих, музыкальное направление панк-рок.
Этому направлению соответствует стиль жизни, для обозначения которого в
диссертации предложено использовать термин «панки». Этому
стилю присуще внешние и внутренние характеристики: для панков характерны
выбритые виски, «петушиные гребни» из волос, иногда
выкрашенные в самые фантастические цвета.
Итак, основным фактором дезадаптации и
маргинализации молодежи является социокультурная среда. Применительно к нашей
действительности эта среда детерминирована нестабильной социально-экономической
ситуацией, приводящей к падению уровня благосостояния семей и во многом
отражающейся на молодежи. Среда способствует формированию определенного типа
подростковой субкультуры.
Функционирование рок-музыки в настоящее время
отвечает потребностям различных социальных субъектов: молодежи - в групповой
солидарности и межличностной коммуникации, что обеспечивает массовость на
рок-концертах; шоу-бизнеса и коммерциализации этого музыкального направления, а
также в манипуляции сознанием большой группы молодежи в собственных интересах.
Рок-музыка выполняет особую функцию формирования
ценностей, моделей поведения, выражаемую символикой в одежде, манере общения,
что и подтверждает особый стиль жизни определенных групп молодежи. Стиль жизни
представляет собой некую модель повседневной жизни, которая характеризует
индивида.
Контркультурные основы рока, делающие его особым
видом нравственного протеста, в котором сам факт противостояния, обуславливает
феномен воспроизводства рока: каждое новое поколение молодежи создает «свой»
рок, свою музыку, являющуюся наряду с другими средством самовыражения,
самоутверждения в мире взрослых, родителей, и средством протеста,
противопоставления себя этому миру.
Происходящие процессы глобализации во многом
обусловлены развитием средств коммуникации. Их действие в мировом масштабе
определенным образом повлияло на многие аспекты мировых культур. С одной
стороны, элементы культуры, поступающие в нашу страну через всемирно
действующие средства массовой информации, в состоянии оказывать определенное
влияние на местные традиции и даже нивелировать различия, особенно в
музыкальной культуре, с другой, - эти же культурные образцы могут вноситься на
глобальный уровень и становиться достоянием более широких слоев населения и,
особенно в молодежной среде.
Программные разработки в области государственной
молодежной политики не привели пока к созданию реальных условий для улучшения
положения молодежи. В последние десятилетия социальные проблемы для большинства
молодых людей не только не разрешались, но и нарастали. В молодежной среде не
было замечено поворота государства лицом к молодежи и ее насущным проблемам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий