TRANSLATE

воскресенье, 25 августа 2013 г.

Как композитору или исполнителю попасть в самый прибыльный бизнес – кино индустрию?



Как композитору или исполнителю  попасть в самый прибыльный бизнес – кино индустрию?



С  появлением  звукового  кино,  музыка  стала  неотъемлемой  частью  синематографа.

Первый в мире звуковой фильм «Певец джаза» вышел в прокат в 1922 году. Чарли Чаплин сам  сочинял  прекрасную  музыку  к  своим  картинам.    Попробуйте  представить  себе художественный  фильм  без  музыки - будь  то  оркестровая  или  электронная  «подложка», новый хит или известная песня, и вы сразу поймёте, насколько велика её роль.

Сегодня большинство художественных фильмов производятся в США, как на крупных голливудских  студиях,  так  и  во  многих  мелких  независимых  компаниях.    Независимые компании   могут   быть   как   весьма   успешными   с   приличными   бюджетами,   так   и узкоспециализированными или совсем маленькими. Затраты на кинопроизводство растут с  космическими  скоростями:  средняя  стоимость  фильма  в  1980  году  составляла  16 миллионов   долларов,   сегодня - от   75   миллионов   и   выше.   Из-за   высоких   затрат производство    фильма    финансируется    сразу    из    нескольких    источников-средств киностудии, инвесторов, специально созданных для этого фильма компаний и т.д. Но вне зависимости  от  того,  на  чьи  деньги  создаётся  фильм,  все  участники  процесса  хотят  как минимум окупить затраты и надеются получить прибыль.

Насколько  в  этой  игре  высоки  ставки,  настолько  же    высока,  может  быть  и  прибыль.


Если  в  1976  году  только  один  фильм  после  проката  по  США  и  Канаде  смог  принести прибыль  более  100  миллионов  долларов,  то  в  2000  году  около  200  фильмов  принесли создателям  такую  же  прибыль.  Дополнительную  прибыль  приносит  прокат  в  других странах.  «Титаник»  принёс  в  целом  около  1,8  миллиарда  долларов,  «Звёздные  войны. Эпизод  I»--«всего»  920  миллионов.  Поэтому  прибыль  от  использования  песен  в  фильме теоретически    может    быть    астрономически    высокой-автор    песни    из    фильма «Телохранитель»  (которую  исполняет  Уитни  Хьюстон)  Долли  Партон  только  в  качестве авторских    выплат    получила    более    600 000    долларов.    Кроме    блокбастеров    с многомиллионными  бюджетами  во  всём  мире  выпускаются  сотни  фильмов.  Все  их создатели надеются получить прибыль.  

Основной   способ   проката   кинофильмов-кинотеатры.   Но   кроме   этого   фильмы выпускаются  на  DVD,  видеокассетах,  демонстрируются  по  кабельным  и  спутниковым сетям. Саундтреки фильмов так же используются разными способами-песни попадают в хит-парады,   издаются   на   CD,   крутятся   по   радио,   скачиваются   через   Интернет, используются в рингтонах и риалтонах телефонов, в рекламе, исполняются на концертах.

Всё это приносит дополнительную прибыль авторам и исполнителям музыки.

Музыку для кино можно разделить на несколько условных категорий:

   Фоновая    музыка  и  инструментальные  темы-как,  например,  музыка  Джеймса Хорнера     к     «Титанику»,     знаменитая     тема     Энио     Мориконе     из     фильма «Профессионал»,   прекрасная   музыка   М.Таривердиева   из   сериала   «Семнадцать мгновений весны» и Э.Артемьева к фильмам Тарковского («Солярис», «Сталкер») и Н.Михалкова («Раба любви», «Свой среди чужих»);
   Уже существующая песня включается в новый фильм-как это было с записью 1936 года  песни  “J’Attendrai”    в  исполнении  Рины  Кетти  в  фильме  «Подлодка»  (“Das Boot”),  песнями  “Hungry  Heart”  Брюса  Спрингстина,  “Fly  Like  An  Eagle”  Стива Миллера,    “American    Woman”    группы    Guess    Who,    весь    саундтрек    фильма «Апокалипсис сегодня», составленный из хитов групп 1960-х годов;
   Песня, написанная специально для фильма-как песня Фила Коллинза “You’ll Be In My  Heart”  для  фильма  «Тарзан»,  песня  Алена  и  Харбурга  “Over  The  Rainbow”  из «Волшебника страны Оз», замечательные песни Дунаевского из советских фильмов 1930-40-х годов.

Во всех без исключения известных фильмах музыка создаёт необходимое настроение, даёт киноактёру шанс спеть, заставляет зрителя смеяться или плакать. Удачный саундтрек поддерживает интерес к фильму и удачный фильм-к саундтреку.

Если   кинопродюсер   хочет   использовать   в   новом   фильме   уже   существующую известную  песню,  то  он  не  должен  обращаться  к  авторам  или  исполнителю  песни.  За разрешением (лицензией) он обращается к издателю песни. В древние времена, когда не было  звукозаписи,  издатели  издавали  ноты.  Они  это  делают  и  сегодня.  Но  нынешний музыкальный издатель (publisher)-это специальная компания или рекорд-лейбл, который «продвигает»  песню  различными  способами,  имея  для  этого  необходимые  контракты  с авторами  и  исполнителями.  Менеджер  группы  АББА  Стиг  Андерсон  начинал  свою деятельность  именно  как  издатель.  Своей  собственной  издательской  компанией  владеет Пол  Маккартни.  Пожалуй,  самые  крупные  в  мире  издательские  фирмы-американские Harry  Fox  и  Warner/Chappel.  Никто  не  запрещает  отечественным  авторам  работать  с издателями мирового уровня.

Лицензия.


Кинопродюсер покупает у издателя соответствующую лицензию на песню. Стоимость лицензии зависит от многих факторов:
      Как  будет  использована  песня  в  фильме-будет  ли  её  петь  актёр  перед  камерой? Будет   ли   она   звучать   как   инструментальная   или   вокально-инструментальная «подложка»?
      Каков общий бюджет фильма и бюджет его музыкальной составляющей?
      Способ    производства    фильма-большая    голливудская    студия,    независимая компания, студенческая курсовая или дипломная работа, любительский фильм и т.д.

      Статус  самой  песни-«горячий»  хит,  новая  песня,  известный  стандарт,  классика джаза и рок-н-ролла
      Время звучания в фильме-10 секунд, 1 минута, 4 минуты и сколько раз она будет
звучать?
      Сроки лицензии-2 года, 10 лет, на всё время защиты авторских прав?
      Территория использования-США, США+отдельные страны, весь мир?
      Будет ли песня включена в саундтрек, изданный на CD-аудио?
      Используется  ли  оригинальная  фонограмма  или  новая  аранжировка-исполнение-перезапись?
      Будет ли песня использована в фильме как основная тема и в самых первых кадрах?

Обычно стоимость лицензии находится в пределах от 15000 до 60000$ (чаще всего от 20000 до 45000). Но может быть значительно ниже для малобюджетных картин или много выше, если это известный хит или на песне держится весь сюжет фильма.  Одна и та же песня  может  стоить  совершенно  по-разному  для  разных  фильмов.  Если  в  картине используется  оригинальный  студийный  мастер-трек  песни,  то  рекорд-лейбл  берёт  за  его использование от 15000 до 70000$. В зависимости от «звёздности» исполнителя, времени звучания  песни  в  фильме  и  общего  бюджета  фильма  эта  цена  может  вырасти  (или уменьшиться) в несколько раз. 

Если  песня  звучит  в  первые  минуты  фильма,  то  это  очень  хорошо  для  песни  и  её авторов-исполнителей. Это гораздо лучше, чем если бы она звучала в любом другом месте фильма или на финальных титрах. Если  к тому же и фильм называется так же, как песня, то   это   хорошо   вдвойне - стоимость   лицензии   на   песню      прибыль   её   авторам-исполнителям)  возрастают  в  десятки  раз.  За  свою  песню  Jumpin’  Jack  Flash,  которая использована   в   фильме   «Джек-попрыгун»   (1986г)   издатели   группы   Rolling   Stones получили 2 миллиона долларов, общая прибыль от картины составила 30 млн. долларов. Из этих 30 миллионов ещё 5% отошли авторам песни Джаггеру и Ричардсу.

Возможно,     что     лицензия     на     песню     приобретается     кинопродюсером     для «фестивальной»  версии  картины.  В  этом  случае  срок  лицензии  составляет  18  месяцев  и затем после тиражирования картины она должна быть продлена.

Промо-ролик.


Дополнительный  доход  издателям  песни  может  принести  её  использование  в  промо-роликах    и    рекламе    фильма.    Но    это    касается    в    основном    высокобюджетных «блокбастеров».  Производители  же  малобюджетных,  документальных  и  любительских фильмов  наоборот  просят  издателя  разрешить  им  расплатиться  за  использование  песни лишь в будущем, если картина принесёт хоть какую-то прибыль.

Отдельно нужно сказать о студенческих курсовых и дипломных фильмах. Несмотря на то,   что   эти   работы   имеют   микроскопический   бюджет,   издатели   не   отказывают   в использовании   песен   на   льготных   условиях.   Наоборот,   многие   западные   издатели отслеживают перспективных талантливых кинорежиссёров и продюсеров - ведь если эти люди  добьются  успеха,  то  а)  они  и  впредь  будут  работать  с  этими  музыкальными издателями   б)   их   студенческие   работы   будут   переизданы   в   расчёте   на   широкую аудиторию и затраты на музыку окупятся.

Возможно,  что  кинопродюсер  потребует  у  музыкального  издателя  изменить  текст песни,  сделать  новую  аранжировку  и  запись  в  соответствии  с  сюжетом  и  настроением фильма.  Изменение  текста    возможно,  только  если  будет  получено  согласие  авторов первоначального текста.

Если  кинопродюсер  даёт  гарантии,  что  песня  войдёт  в  CD-саундтрек,  то  издатель может   уменьшить   стоимость      лицензии - ведь   от   выпуска   саундтрека   он   получит дополнительную прибыль. Стоимость лицензии в этом случае может снизиться на 10-15%.

После  выхода  фильма  на  киноэкраны,  после  выпуска  на  CD  саундтрека,  после тиражирования  картины  на  DVD  все  деньги  за  использования  музыки  из  картины стекаются к музыкальному издателю. Он в свою очередь делит их между собой, авторами музыки, исполнителями и рекорд-лейблом (если издатель - не сам лейбл).

Не  нужно  думать,  что  создание  музыки  для  фильмов - удел  лишь  сверхпопулярных  авторов  и  исполнителей.  Когда  в  фильме  «Шрек»  я  услышал  песню  в  исполнении девчачьей панк-группы The Donnas со сборника маленького инди-лейбла Lookout Records (который сборник попал мне в руки в конце 1990-х), моему изумлению не было предела…

Комментариев нет:

Отправить комментарий