ЗАКУЛИСЬЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ.
Этот пост посвящен ответу на
то обилие вопросов, которое вы регулярно мне задаёте в своих письмах.
A&R: Отдел подбора артистов и репертуара
Основная задача
менеджеров A&R-поиск талантов. Менеджеры A&R прослушивают демо-записи, если
кто-то их заинтересовал- идут на
концерт этого исполнителя. Кроме
этого они собирают
информацию из разных
источников -от владельцев
клубов, из СМИ.
Артисты и их
администраторы сами так же выходят
на отделы A&R. В
западных фирмах репертуарный
отдел совместно с
отделом маркетинга оценивает потенциальную
аудиторию артиста и
совместно с юридическим
отделом составляет контракт. Отдел A&R организует весь процесс
записи - подбирает репертуар, продюсера, студию и вместе с экономистами
планирует бюджет записи.
Многие - особенно начинающие -группы рассматривают отдел
A&R как препятствие на
пути к своему успеху. Это неверно.
A&R способствует успеху. Но только для избранных. И даже среди этих
избранных полным-полно музыкантов, чей первый же альбом проваливается с
треском. Виноваты в этом сами исполнители и их продюсер.
Продюсер.
Это человек,
который должен завернуть
ваши новаторские музыкальные
идеи в привлекательную упаковку,
чтобы они продавались
и приносили прибыль.
Многие группы не хотят
работать с продюсером:
”Мы сами знаем,
чего хотим и
как этого добиться! Не
нужен нам никакой
продюсер!” Это их
право. Если вы
считаете также, учтите следующее.
В музыке огромная
конкуренция.
В каждом
стиле существуют определённые закономерности. Если
вы нарушите их
слишком сильно, публика
вас не поймёт и
альбом провалится. Но
если вы будете
работать целиком в
традиционных рамках, все
решат, что у вас нет
своих творческих идей.
Хороший продюсер может «вытянуть» слабый
материал. Для этого
сам продюсер должен
быть музыкантом, аранжировщиком и
звукорежиссёром. Ведущие продюсеры
пользуются огромным уважением:
·
Джордж Мартин-звукорежиссёр, «пятый битл».
·
Алан
Парсон -звукорежиссёр,
записывал Pink Floyd,
The Who, сольные
работы Маккартни, собственный проект The Alan Parson’s Project .
·
Ник
Чинн и Майк
Чепмен «выводили в
люди» Сюзи Куатро,
Sweet, Mud, Smokie, Blondie.
·
Брайан
Ино -клавишник-электронщик,
продюсировал Дэвида Боуи,
U2, Talking Heads, Devo.
·
Куинси
Джонс -джазовый музыкант и
кинокомпозитор, продюсировал альбом Майкла Джексона «Триллер» и многих
других музыкантов.
·
Рой Томас Бейкер «открыл» Queen, The Cars,
работал с Оззи Осборном
·
Тони Висконти записывал большинство альбомов
Дэвида Боуи, TRex.
·
Рик
Рубин много работал
с гитарными группами
1980-90х годов, в том числе
с Metallica.
·
Мартин Бёрч сотрудничал
с Black
Sabbath, Blue Oyster
Cult, Deep Purple,
Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.
·
Питер Коллинз способствовал успеху Rush,
Queensryche, Supertramp
·
Брюс
Сведьен работал с
Майклом Джексоном, Дюком
Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд,
Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и др.
·
Фил
Рамон сотрудничал с
Полом Саймоном (Грэмми
за альбом 1975г
«Still Crazy After All These Years»), Билли Джоэлом (Грэмми
за альбом 1980г «Glass Houses»),
Бобом Диланом, Джоном Колтрейном.
·
Эл Шмидт имеет семь наград Грэмми за альбомы
Куинси Джонса, кинокомпозитора
·
Генри
Манчини, Джорджа Бенсона.
Кроме того, он
работал с Фрэнком
Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной
и другими исполнителями.
Менеджер (администратор, директор).
Человек, который занимается
организационными вопросами группы (исполнителя).
Часто он же является и
бухгалтером. Согласно Западной практике, менеджер получает 10-15% от
доходов музыканта. Но
бывают исключения. Менеджер
The Beatles Брайан Эпстайн получал 25% от ВСЕХ доходов
группы, то есть больше любого из битлов. Если вы-музыкант, ваш
администратор не должен получать
больше вас!
Менеджер
вовсе не должен быть
музыкантом. Участники The
Rolling Stones вспоминали,
что их менеджер Эндрю Олдхем
поначалу всерьёз считал,
что электрогитара включается
напрямую в электророзетку. Брайан
Эпстайн наоборот был
неплохим пианистом. Но
он никогда не вмешивался в творческий процесс группы.
Если продюсеры-люди, широко известные в узких
кругах, то менеджеры
музыкантов находятся в
ещё большей тени.
Однако и они, менеджеры, становятся
известными благодаря успехам
таких своих подопечных,
как Элвис Пресли (менеджер-«полковник» Том
Паркер), Led Zeppelin
(менеджер-Питер Грант), Аbba (Стиг Андерсон), Sex Pistols,
Adam & The Ants, Bow
Wow Wow (все 54 подопечные Малколма Макларена). Дело
менеджера-бизнес. Он должен держать руку на пульсе музыкальной индустрии.
Звукорежиссёр.
Иногда он
же является одновременно
и продюсером. В
России это случается
на каждом шагу. На Западе эти обязанности разделены очень чётко.
Американцы шутят, что продюсер-это человек, который сидит рядом со
звукорежиссёром, закинув ноги на пульт и говорит: “Здесь звук гитары должен
быть «жирнее», а бас - «дальше»”.
Звукорежиссёр в ответ начинает
двигать фейдеры, крутить
ручки и переставлять
микрофоны. Продюсер обязан представлять
себе, как должен
звучать законченный материал,
а звукорежиссёр должен уметь добиться
этого звучания.
Сессионный музыкант.
Человек, который может
исполнить на своём инструменте всё, что угодно и в любом стиле. Если это
гитарист, то у него большое количество инструментов, необходимых для любой
музыки. Ведущие Западные сессионные музыканты могут зарабатывать до 1000$ в день.
Считается, что лучшие сессионные музыканты обитают в Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе и
Нэшвилле.
Вы можете
пригласить своих друзей
и знакомых в
качестве сессионных
музыкантов. В записях
The Beatles принимали
участие многие друзья группы-Эрик Клэптон,
Клаус Вурман (он же нарисовал
обложку к LP
“Revolver”), Брайан Джонс из Rolling Stones, Патти Харрисон, Йоко Оно и
другие. Сын Ринго Старра, Зак Старки-сейчас известный сессионный барабанщик.
Радио. Ведущий (RJ)
Его голос и шутки (иногда даже
остроумные) мы слышим в эфире. Но подбор песен для эфира и политику станции
определяет не он, а Редактор (Program
Director). Он создаёт
радиопрограммы, участвует в
подготовке сетки вещания, решает, кого приглашать на ток-шоу. Этот
человек-основная творческая единица, толкающая вперёд весь процесс создания
программы.
Музыкальный редактор находится
в курсе всех музыкальных новинок и хит-парадов, держит связь с рекорд-лейблами.
Директор (General
manager) иногда в
одном лице и
главный редактор, и
владелец радиостанции. Он решает вопросы общего руководства, финансов и
концепции вещания в целом.
На Западе (а с недавних пор и
в России) существует такое понятие, как «издатель» (publisher). Это
человек или фирма,
которые улаживают все
вопросы авторских прав и
гонораров, получая за
это определённый процент
от доходов исполнителя.
Это может быть юридическая
фирма или адвокат,
специализирующийся в шоу-бизнесе.
Многие музыканты обходятся без издателей. В таком случае эти вопросы
решают менеджеры или соответствующие отделы рекорд-лейблов.
Дистрибьютор.
Говоря упрощённо, это фирма,
которая покупает ваш альбом оптом и продаёт его в розницу. Конечно, если вы
заключите многомиллионный контракт с Sony Records, вам не придётся беспокоиться о
распространении своего альбома.
Другое дело, если
вы самостоятельно записали альбом
и стремитесь его реализовать.
Дистрибьюторы
могут работать по-разному: печатать
весь тираж альбома
или продавать уже
отпечатанный тираж. Обычно они работают в тесном контакте с
рекорд-лейблами.
В каждой
серьёзной рекорд-фирме есть юридический отдел
и отдел маркетинга.
Маркетологи просчитывают
возможную аудиторию для
вашей музыки и
определяют направления
раскрутки проекта. На
Западе, где музыкальный
рынок перенасыщен, маркетингу уделяется
огромное внимание.
Юридический отдел
занимается подготовкой контрактов,
авторскими правами, лицензиями. Отдел связей с общественностью отвечает за интервью,
материалы в печатных
СМИ, на радио
и ТВ. Отдел
продаж отслеживает розничную продажу
всей продукции лейбла,
координирует работу
лейбла и дистрибьюторов. Отдел
рекламы и промоушн отвечает за «раскрутку» продукции лейбла (в первую очередь
на радио). Иногда функции некоторых отделов пересекаются.
Структура инди-лейбла
Структура инди-лейбла
примерно такая же,
как и крупной
фирмы. Чем больше лейбл,
тем больше служащих
в каждом отделе.
В маленькой фирме
в каждом отделе может
быть по одному
человеку.
Иногда весь
инди-лейбл-3-4 человека, которые
делят между собой функции
всех отделов. Но для выживания
фирмы важно не
количество сотрудников, а стратегия, планирование и изучение рынка. Чем
серьёзнее подход к этой работе, тем выше шансы лейбла на выживание и успех.
С кем
бы вы ни
общались, будьте вежливы,
приветливы и дружелюбны.
Если вы будете постоянно
атаковать свой лейбл и менеджера одним вопросом-«где мои деньги?», вам быстро
укажут направление движения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий