Как получить работу в качестве студийного музыканта?
Если вы - музыкант, вам
наверняка когда-нибудь хотелось
быть студийным (сессионным) исполнителем.
Казалось бы, чего
проще: пришел в
студию, наиграл пару-другую соло, ушёл с деньгами в кармане. Звучит заманчиво.
Однако всё не так просто, как кажется.
Профессиональные исполнители
и продюсеры говорят,
что студийный музыкант
и музыкант, выступающий исключительно
со сцены - это две
разные профессии. Они требуют
совершенно различных навыков и
психологического состояния. Часто хороший концертный исполнитель
беспомощен в студии - ему не хватает поддержки аудитории, а хороший студийный
музыкант боится слушателей, не может «завести» их на концерте.
Как получить работу в качестве
студийного музыканта?
Ответ один: только «по
знакомству».
Можно условно выделить несколько «уровней» студийной работы.
Самый нижний, но наиболее
легкодоступный - участие в демо-записях своих друзей и знакомых. Обычно участие
приглашённого музыканта в такой записи бесплатное или за символическую плату. В
США такие услуги оплачиваются в пределах 75-100$ за песню.
Чем более
известны вы, как
музыкант, тем больше
вы будете затребованы
в качестве участника различных
проектов. Много денег таким образом получить невозможно, но это позволит вам
повышать свой уровень
как исполнителя, привыкать
к студийной обстановке, зарабатывать
авторитет среди музыкантов
и продюсеров. В
наше время домашняя студия - не
такое уж редкое явление. Чем более активны вы на местной сцене как исполнитель,
тем больше у вас шансов быть приглашённым на студийные записи.
Самый «высший» уровень
студийной работы - запись для рекорд-лейблов, создание саунд - треков к фильмам,
джинглов и заставок для радиостанций. Эта работа оплачивается в сотни раз выше, но и получить её очень сложно.
Необходимо поговорить об умениях, которые требуются от студийного музыканта.
Посмотрите на вещи глазами
продюсера: кого вы пригласите на запись - посредственного исполнителя или
музыканта высокого уровня?
Недостаточно быть
виртуозным исполнителем. Необходимо
уметь работать в команде
со всеми участниками
проекта, часто видя
этих людей впервые
в жизни.
Особенно это касается
музыкантов ритм - секции (бас, ударные).
Необходимо уметь исполнять
музыку в разных стилях. Даже если вы в своей группе специализируетесь в
каком-то определённом стиле и
достигли успеха в
этом деле, ваши способности исполнять
разную музыку значительно
повышают ценность вас,
как музыканта, выделяют вас из толпы посредственных исполнителей.
Будьте готовы к тому, что
перед записью вам могут дать листы бумаги, на которых нарисованы точки с
хвостиками. Другими словами, нужно уметь
читать ноты. Часто это придётся
делать «с листа».
Возможно, что какое-то
время вы сможете
обходиться без знания музыкальной
грамоты и играть на слух. Но как только выяснится, что вы не умеете читать
ноты, можете считать, что ваша карьера студийного музыканта закончилась.
Важный вопрос,
влияющий на карьеру
сессионного исполнителя - инструменты и оборудование. Это
особенно важно, если
вы - гитарист или бас-гитарист.
Для разных музыкальных стилей
требуются разные инструменты
и приборы обработки
звука. Они должны быть
качественные, следовательно - дорогостоящие, находиться
в хорошем состоянии. Если
во время студийной
сессии ваше оборудование
выйдет из строя
(а это случается в
самый неподходящий момент) - пусть даже
на короткий срок - это
вызовет резкое возмущение продюсера
и других музыкантов,
так как они
будут терять дорогое студийное время.
Сложный психологический вопрос
для гитариста - умение играть, используя разное оборудование, непривычные
комбики и эффекты.
Обычно исполнитель привыкает
к своему оборудованию и
к собственному звучанию.
Если на записи
он вынужден использовать другие
приборы (не говоря уже об инструменте), то это выбивает человека из привычной
колеи. В условиях студийного стресса это особенно заметно.
Это же касается и бас - гитаристов,
хотя и в меньшей степени. У клавишников такие проблемы обычно не возникают.
Барабанщикам чаще
всего достаточно принести
на запись собственный
малый барабан, педаль для «бочки», «железо» (тарелки) и палочки.
Очень важно
заранее прийти в
студию. Понадобится время
на настройку инструментов, на
разговор с продюсером
и с другими
музыкантами. Возможно, что авторы
и/или продюсеры в
последний момент захотят
внести изменения в
музыкальный материал. Будьте к этому готовы.
Существенный момент
в работе сессионного
музыканта-взаимопонимание с продюсером
и с автором (если автор присутствует на записи). Продюсер имеет в голове представление о
том, как всё
будет звучать в
готовом виде. Даже
если вы в
чём-то не согласны с
продюсером, сперва сделайте
всё так, как
хочет он. Если
вы имеете собственное мнение
относительно вашей партии,
но продюсера устраивает
готовый вариант - оставьте своё мнение при себе. Продюсер -
ваш заказчик, который всегда прав.
Если вы
исполнили всё, как хотел продюсер,
но его самого
что-то не устраивает, попытайтесь дипломатично
предложить другие варианты исполнения. Но если с вами не согласятся - не
настаивайте на своём мнении.
В наше время, когда большая
часть популярной музыки делается в сэмплах и МИДИ-формате, роль
«живого» исполнения значительно
преуменьшается. Ещё 10-15
лет назад для того,
чтобы зафиксировать в
записи звук какой-нибудь
маримбы, продюсер был вынужден
приглашать живого музыканта.
Сейчас можно найти
любые оцифрованные звуки. Но
и качество такой
«пластмассовой» музыки часто
соответствующее. Тем не менее,
полное вымирание студийным
музыкантам не грозит,
спрос на «живое» исполнение будет всегда.
Я считаю,
это просто разные
средства выражения. Некоторые
вещи, не подвластные живым музыкантам и неподвластные машине, хороши,
некоторые плохи.
Например, живые
музыканты могут импровизировать. Они
отдаются мгновению и играют
выразительнее машины. Машинное
исполнение не лишено
выразительности, но чтобы приблизиться к
той экспрессии, какой
я моментально могу
добиться от сыгранной живой
группы, приходится вбивать в машину кучу
цифр. Однако музыканты обычно
ленивы, нередко болеют,
и пропускаю репетиции.
Короче, делают всё
то же самое, что другие люди
делают на нормальной работе. Трудись они хоть на шнурочной фабрике-то же самое.
На концерте всё до предела
сжато, ибо работать приходится в течение
одного - единственного,
реального двухчасового отрезка
времени. Машины не пьют
и не жрут
наркотики, их никто
не выселяет за
неуплату, и в
«непредвиденных случаях» их семьи не нужно никуда перевозить. С другой
стороны, ни одной машине не вздумается в самом «неподходящем» месте песни рассмешить народ…
Особая специальность-вокалисты на бэк-вокале.
В отличие от исполнителя
сольной партии, от этих людей требуются другие умения - попадать в настроение
ведущей партии, исполнять контрапункты и аккордовые гармонии, владеть
навыками «цепного» дыхания.
От бэк - вокалистов не
требуются особые «фишки» в вокале, но
требуется специфическая слитность голосов.
Если вы
сможете сходу безошибочно
сыграть и спеть
всё, что от
вас требуют, ненавязчиво предложить
идеи, которые могут
вписаться в этот
проект, если вы
легко находите общий язык с продюсером и с другими музыкантами - значит,
вы сможете стать хорошим сессионным музыкантом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий