TRANSLATE

воскресенье, 25 августа 2013 г.

Как получить работу в качестве студийного музыканта?


Как получить работу в качестве студийного музыканта?


Если   вы - музыкант,   вам   наверняка   когда-нибудь   хотелось   быть   студийным (сессионным)  исполнителем.  Казалось  бы,  чего  проще:  пришел  в  студию,  наиграл  пару-другую соло,  ушёл с деньгами в кармане. Звучит заманчиво. Однако  всё не так просто, как кажется.

Профессиональные  исполнители  и  продюсеры  говорят,  что  студийный  музыкант  и музыкант,  выступающий  исключительно  со  сцены - это  две  разные  профессии.  Они требуют  совершенно  различных  навыков и  психологического  состояния.  Часто хороший концертный исполнитель беспомощен в студии - ему не хватает поддержки аудитории, а хороший студийный музыкант боится слушателей, не может «завести» их на концерте.

Как получить работу в качестве студийного музыканта?
Ответ один: только «по знакомству».

Можно условно выделить несколько «уровней» студийной работы. 

Самый нижний, но наиболее легкодоступный - участие в демо-записях своих друзей и знакомых. Обычно участие приглашённого музыканта в такой записи бесплатное или за символическую плату. В США такие услуги оплачиваются в пределах 75-100$ за песню.

Чем  более  известны  вы,  как  музыкант,  тем  больше  вы  будете  затребованы  в  качестве участника различных проектов. Много денег таким образом получить невозможно, но это позволит   вам   повышать   свой   уровень   как   исполнителя,   привыкать   к   студийной обстановке,  зарабатывать  авторитет  среди  музыкантов  и  продюсеров.  В  наше  время домашняя студия - не такое уж редкое явление. Чем более активны вы на местной сцене как исполнитель, тем больше у вас шансов быть приглашённым на студийные записи.

Самый «высший» уровень студийной работы - запись для рекорд-лейблов, создание саунд - треков к фильмам, джинглов и заставок для радиостанций. Эта работа оплачивается в сотни раз  выше, но и получить её очень сложно.

Необходимо  поговорить  об  умениях,  которые  требуются  от  студийного  музыканта.

Посмотрите на вещи глазами продюсера: кого вы пригласите на запись - посредственного исполнителя или музыканта высокого уровня?

Недостаточно   быть   виртуозным   исполнителем.   Необходимо   уметь   работать   в команде  со  всеми  участниками  проекта,  часто  видя  этих  людей  впервые  в  жизни.

Особенно это касается музыкантов ритм - секции (бас, ударные).

Необходимо уметь исполнять музыку в разных стилях. Даже если вы в своей группе специализируетесь  в  каком-то  определённом стиле  и  достигли  успеха  в  этом  деле,  ваши способности   исполнять   разную   музыку   значительно   повышают   ценность   вас,   как музыканта, выделяют вас из толпы посредственных исполнителей.

Будьте готовы к тому, что перед записью вам могут дать листы бумаги, на которых нарисованы точки с хвостиками. Другими словами, нужно  уметь читать ноты. Часто это придётся  делать  «с  листа».  Возможно,  что  какое-то  время  вы  сможете  обходиться  без знания музыкальной грамоты и играть на слух. Но как только выяснится, что вы не умеете читать ноты, можете считать, что ваша карьера студийного музыканта закончилась.  

Важный  вопрос,  влияющий  на  карьеру  сессионного  исполнителя - инструменты  и оборудование.  Это  особенно  важно,  если  вы - гитарист  или  бас-гитарист.  Для  разных музыкальных  стилей  требуются  разные  инструменты  и  приборы  обработки  звука.  Они должны   быть   качественные,   следовательно - дорогостоящие,   находиться   в   хорошем состоянии.  Если  во  время  студийной  сессии  ваше  оборудование  выйдет  из  строя    это случается  в  самый  неподходящий  момент) - пусть  даже  на  короткий  срок - это  вызовет резкое  возмущение  продюсера  и  других  музыкантов,  так  как  они  будут  терять  дорогое студийное время.

Сложный психологический вопрос для гитариста - умение играть, используя разное оборудование,  непривычные  комбики  и  эффекты.  Обычно  исполнитель  привыкает  к своему   оборудованию   и   к   собственному   звучанию.   Если   на   записи   он   вынужден использовать другие приборы (не говоря уже об инструменте), то это выбивает человека из привычной колеи. В условиях студийного стресса это особенно заметно.

Это же касается и бас - гитаристов, хотя и в меньшей степени. У клавишников такие проблемы обычно не возникают.

Барабанщикам  чаще  всего  достаточно  принести  на  запись  собственный  малый барабан, педаль для «бочки», «железо» (тарелки) и палочки. 


Очень   важно   заранее   прийти   в   студию.   Понадобится   время   на   настройку инструментов,  на  разговор  с  продюсером  и  с  другими  музыкантами.  Возможно,  что авторы  и/или  продюсеры  в  последний  момент  захотят  внести  изменения  в  музыкальный материал. Будьте к этому готовы.


Существенный   момент   в   работе   сессионного   музыканта-взаимопонимание   с продюсером и с автором (если автор присутствует на записи). Продюсер имеет в голове представление  о  том,  как  всё  будет  звучать  в  готовом  виде.  Даже  если  вы  в  чём-то  не согласны   с  продюсером,  сперва  сделайте   всё  так,  как  хочет  он.  Если  вы  имеете собственное  мнение  относительно  вашей  партии,  но  продюсера  устраивает  готовый вариант - оставьте своё мнение при себе. Продюсер - ваш заказчик, который всегда прав.

Если  вы  исполнили  всё,  как  хотел  продюсер,  но  его  самого  что-то  не  устраивает, попытайтесь дипломатично предложить другие варианты исполнения. Но если с вами не согласятся - не настаивайте на своём мнении.

В наше время, когда большая часть популярной музыки делается в сэмплах и МИДИ-формате,  роль  «живого»  исполнения  значительно  преуменьшается.  Ещё  10-15  лет  назад для  того,  чтобы  зафиксировать  в  записи  звук  какой-нибудь  маримбы,  продюсер  был вынужден  приглашать  живого  музыканта.  Сейчас  можно  найти  любые  оцифрованные звуки.  Но  и  качество  такой  «пластмассовой»  музыки  часто  соответствующее.  Тем  не менее,   полное   вымирание   студийным   музыкантам   не   грозит,   спрос   на   «живое» исполнение будет всегда.
 
Я  считаю,  это  просто  разные  средства  выражения.  Некоторые  вещи, не подвластные живым музыкантам и неподвластные машине, хороши, некоторые плохи.

Например,  живые  музыканты  могут  импровизировать.  Они  отдаются  мгновению  и играют  выразительнее  машины.  Машинное  исполнение  не  лишено  выразительности,  но чтобы   приблизиться   к   той   экспрессии,   какой   я   моментально   могу   добиться   от сыгранной живой группы,  приходится вбивать в машину кучу цифр. Однако музыканты обычно  ленивы,  нередко  болеют,  и  пропускаю  репетиции.  Короче,  делают  всё  то  же самое, что другие люди делают на нормальной работе. Трудись они хоть на шнурочной фабрике-то же самое.

На концерте всё до предела сжато, ибо работать приходится в течение  одного - единственного,  реального  двухчасового  отрезка  времени.  Машины  не пьют  и  не  жрут  наркотики,  их  никто  не  выселяет  за  неуплату,  и  в  «непредвиденных случаях» их семьи не нужно никуда перевозить. С другой стороны, ни одной машине не вздумается в самом «неподходящем» месте  песни рассмешить народ…

Особая специальность-вокалисты на бэк-вокале.


В отличие от исполнителя сольной партии, от этих людей требуются другие умения - попадать в настроение ведущей партии, исполнять контрапункты и аккордовые гармонии, владеть навыками  «цепного» дыхания.

От бэк - вокалистов не требуются особые  «фишки» в вокале, но требуется специфическая слитность голосов.

Если  вы  сможете  сходу  безошибочно  сыграть  и  спеть  всё,  что  от  вас  требуют, ненавязчиво  предложить  идеи,  которые  могут  вписаться  в  этот  проект,  если  вы  легко находите общий язык с продюсером и с другими музыкантами - значит, вы сможете стать хорошим сессионным музыкантом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий