TRANSLATE

среда, 2 апреля 2014 г.

Пре­ж­де, чем соз­да­вать де­мо-за­пись…



Пре­ж­де,  чем  соз­да­вать  де­мо-за­пись…


Пре­ж­де,  чем  соз­да­вать  де­мо-за­пись,  спро­си­те  се­бя:  для  ко­го  она  пред­на­зна­че­на?
Ес­ли вы де­лае­те её для ре­корд-лейб­ла, там бу­дут об­ра­щать вни­ма­ние на ори­ги­наль­ность ма­те­риа­ла, не­стан­дарт­ные му­зы­каль­ные ре­ше­ния. Ес­ли вы де­лае­те за­пись для вла­дель­цев клу­бов, им важ­но ва­ше  уме­ние “за­вес­ти” лю­дей, за­ста­вить их тан­це­вать и ве­се­лить­ся, т.е. прий­ти  в  клуб  ещё  раз.  Для  ра­дио­стан­ции  важ­но  со­от­вет­ст­вие  фор­ма­ту    той  му­зы­ке, ко­то­рую   пе­ре­да­ёт   эта   стан­ция,   а   так   же   про­дол­жи­тель­ность   пе­сен   (3-3,5   ми­ну­ты мак­си­мум).  За­пи­сы­вай­те  то,  что  от  вас  хо­тят  ус­лы­шать.  «Чер­вяк  дол­жен  быть  по  вку­су ры­бе,  а  не  ры­ба­ку».  Но  в  лю­бом  слу­чае  нуж­но  по­ста­рать­ся  сде­лать  за­пись  как  мож­но бо­лее ка­че­ст­вен­но.

Ес­ли  вы  со  сво­ей  груп­пой  пла­ни­руе­те  за­пи­сы­вать­ся  в  про­фес­сио­наль­ной  сту­дии, за­ра­нее  от­ре­пе­ти­руй­те  весь  ма­те­ри­ал  до  ав­то­ма­тиз­ма.  Пер­вый  LP  The  Beatles  Please, Please  Me”  был  за­пи­сан  за  один  день    14  пе­сен  за  не­пол­ные  12  ча­сов,  с  уче­том  всех дуб­лей, на­ло­же­ний и из­ме­не­ний в аран­жи­ров­ках!

За­пись в до­маш­них ус­ло­ви­ях име­ет ряд пре­иму­ществ пе­ред за­пи­сью в сту­дии. Вы не ог­ра­ни­че­ны  во  вре­ме­ни.  Вы  мо­же­те  ра­бо­тать,  ко­гда  на­хо­ди­тесь  в  со­от­вет­ст­вую­щем твор­че­ском со­стоя­нии.

Во  вре­мя  ра­бо­ты  вас  не  долж­ны  от­вле­кать  те­ле­фон­ные  звон­ки,  ору­щие  де­ти  или гро­хо­чу­щий  под ок­ном гру­зо­вик. Ина­че са­мый луч­ший фраг­мент бу­дет ис­пор­чен. Как вы бу­де­те  го­то­вить­ся  к  за­пи­си-за­ви­сит  толь­ко  от  вас.  Бу­дет  ли  это  ме­ди­та­ция  всю  ночь на­про­лёт  с  вос­точ­ны­ми  бла­го­во­ния­ми  или  Sex  Pistols  на  пол­ную  гром­кость  в  6  ут­ра-ва­ше де­ло.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, за­пи­сы­вае­те вы груп­пу или соль­ный про­ект, нуж­но ре­шить, в ка­кой сте­пе­ни вам по­на­до­бят­ся МИ­ДИ-тех­но­ло­гии и сколь­ко нуж­но до­ро­жек для за­пи­си.

Ес­ли   вы   за­пи­сы­вае­те   груп­пу,   оп­ре­де­ли­те   в   пер­вую   оче­редь,   обя­за­тель­но   ли за­пи­сы­вать   “жи­вые”   ба­ра­ба­ны.   В   квар­ти­ре   очень   труд­но   по­ста­вить   и   за­пи­сать пол­но­цен­ную  удар­ную  ус­та­нов­ку.  Вы  не­из­беж­но  бу­де­те  ме­шать  со­се­дям.  Воз­мож­ный вы­ход-за­пи­сать   удар­ные   за­ра­нее   на   ре­пе­ти­ци­он­ной   ба­зе.   Но   что­бы   сде­лать   это ка­че­ст­вен­но, по­на­до­бит­ся от­дель­ный мик­ро­фон на ка­ж­дый ба­ра­бан и та­рел­ку и 1-2 об­щих мик­ро­фо­на.  Име­ет  боль­шое  зна­че­ние  тип  мик­ро­фо­нов  и  их  гра­мот­ное  рас­по­ло­же­ние, на­строй­ка са­мих ба­ра­ба­нов и аку­сти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки по­ме­ще­ния. На сво­ём пер­вом аль­бо­ме Led Zeppelin за­пи­сы­ва­ли пар­тии удар­ных в мра­мор­ном хол­ле сту­дии.

Аль­тер­на­тив­ный ва­ри­ант-ис­поль­зо­ва­ние ритм-ма­ши­ны, сэм­п­лов и ре­дак­ти­ро­ва­ние по­лу­чен­ной за­пи­си с це­лью при­бли­зить её к “жи­во­му” ис­пол­не­нию.

Ча­ще  все­го  да­же  в  про­фес­сио­наль­ной  сту­дии  рок-груп­пы  за­пи­сы­ва­ют­ся  ме­то­дом на­ло­же­ния.  По­это­му  вам  со­всем  не  обя­за­тель­но  со­би­рать  на  за­пись  од­но­вре­мен­но  всю груп­пу.  Мож­но  при­гла­сить  в  ка­че­ст­ве  сес­си­он­ных  му­зы­кан­тов  ко­го-то  из  дру­зей,  ес­ли ка­кая-то пар­тия вам не по си­лам. Бе­да мно­гих-осо­бен­но “тя­жё­лых”-групп стрем­ле­ние со­ло-ги­та­ри­ста  иг­рать  как  мож­но  боль­ше  и  как  мож­но  бы­ст­рее.  Это  все­гда  бы­ст­ро утом­ля­ет слу­ша­те­ля. А ско­ро­стью зву­ко­из­вле­че­ния се­го­дня ни­ко­го не уди­вить.

Не за­пи­сы­вай­те во всту­п­ле­ни­ях пе­сен и в пау­зах ме­ж­ду пес­ня­ми зву­ки вы­стре­лов и взры­вов,  си­рен,  ша­гов,  ав­то­мо­би­лей,  по­ез­дов,  пла­ча  де­тей,  звон­ков  те­ле­фо­на,  скри­па две­рей, ти­ка­нья ча­сов, взле­таю­щих са­мо­лё­тов, ко­ло­ко­лов, шум вет­ра и во­ды. Что я за­был на­звать? Де­мо­за­пись-не тот слу­чай, ко­гда нуж­но на­гне­тать кон­цеп­ту­аль­ность.

Что   ка­са­ет­ся   тех­ни­ки   за­пи­си.


Что   ка­са­ет­ся   тех­ни­ки   за­пи­си,   то   бас-ги­та­ру   и   кла­виш­ные   мож­но   вклю­чить не­по­сред­ст­вен­но  в  пульт  (“в  ли­нию”).  Час­то  та­кой  спо­соб  да­ёт  впол­не  при­лич­ный ре­зуль­тат.   С   ги­та­рой   не­сколь­ко   слож­нее.   Са­мый   луч­ший   спо­соб-сня­тие   зву­ка мик­ро­фо­ном  с  ги­тар­но­го  ком­би­ка.  Про­бле­ма  в  том,  что  са­мый  луч­ший  звук  по­лу­ча­ет­ся при  ис­пол­не­нии  на  пол­ную  гром­кость.  Ес­ли  вы  не  хо­ти­те  трав­ми­ро­вать  пси­хи­ку  сво­их со­се­дей, то мож­но ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ную зву­ко­изо­ли­ро­ван­ную  ко­роб­ку, сде­лан­ную из  ДСП  или не­сколь­ких  сло­ёв  тол­стой фа­не­ры  (кар­тон­ная ко­роб­ка из-под  те­ле­ви­зо­ра не  по­дой­дёт). В неё по­ме­ща­ет­ся ги­тар­ный уси­ли­тель и мик­ро­фон. Ес­ли ги­та­рист ис­поль­зу­ет циф­ро­вой про­цес­сор, то вы­ход про­цес­со­ра мож­но вклю­чить на­пря­мую в пульт. За­ставь­те ги­та­ри­ста за день до за­пи­си по­ста­вить на свой ин­ст­ру­мент но­вые стру­ны.

Ес­ли   вы   за­пи­сы­вае­те   од­но­вре­мен­но   на   2-3   мик­ро­фо­на - на­при­мер,   во­кал   и аку­сти­че­скую   ги­та­ру,   двух   во­ка­ли­стов - ис­поль­зуй­те   раз­де­ли­тель­ные   эк­ра­ны   ме­ж­ду ни­ми.

Са­мое  глав­ное  для  за­пи­си  во­ка­ла - пе­ре­дать  нуж­ное  на­строе­ние.  Тео­ре­ти­че­ски  все тех­ни­че­ские   ог­ре­хи   мож­но   вы­пра­вить   в   ком­пь­ю­те­ре.   Во   вре­мя   за­пи­си   на   бу­ма­ге от­ме­чай­те  са­мые  удач­ные  дуб­ли  и/или  са­мые  удач­ные  час­ти  от­дель­ных  трэ­ков.  Это по­мо­жет вам смон­ти­ро­вать за­пись из наи­луч­ших фраг­мен­тов. 

По­сле  за­пи­си  всех  пар­тий  дай­те  се­бе  от­дох­нуть,  не  на­чи­най­те  све­де­ние  сра­зу  же. Све­де­ние на­чи­най­те с ритм - сек­ции (удар­ные и бас-ги­та­ра). По­том до­бав­ляй­те кла­виш­ные, ритм-ги­та­ру,   со­ли­рую­щие   ин­ст­ру­мен­ты   и   во­кал.   Не   зло­упот­реб­ляй­те   эф­фек­та­ми   и эк­ва­лай­зе­ром.   Мож­но   до­ба­вить   не­мно­го   ре­вер­бе­ра­ции   на   во­кал   и   со­ли­рую­щий ин­ст­ру­мент. Удар­ные и бас луч­ше не об­ра­ба­ты­вать ре­вер­бе­ра­ци­ей и раз­мес­тить в цен­тре сте­рео­па­но­ра­мы.  Не  раз­дви­гай­те  все  ин­ст­ру­мен­ты  слиш­ком  ши­ро­ко  в  сте­рео­па­но­ра­ме.

Бе­реж­но от­не­си­тесь к аран­жи­ров­ке. Не прячь­те ве­ду­щую ме­ло­дию, не за­гро­мо­ж­дай­те её ак­ком­па­не­мен­том. Весь окон­ча­тель­ный микс мож­но не­мно­го об­ра­бо­тать ком­прес­си­ей. На эта­пе  све­де­ния  очень  важ­но  кон­тро­ли­ро­вать  весь  про­цесс  че­рез  аку­сти­че­ские  сис­те­мы.

 Ес­ли вы бу­де­те ра­бо­тать толь­ко в на­уш­ни­ках, то в ито­ге в мо­ни­то­рах вы по­лу­чи­те со­вер­шен­но не­ожи­дан­ную зву­ко­вую кар­ти­ну. 

Как вы­гля­дят ва­ши CD? По одеж­ке встре­ча­ют.  Ес­ли вы за­пи­сы­вае­те де­мо на кас­се­ту –  ку­пи­те  луч­шую.  Ес­ли  ис­поль­зуе­те  ста­рую    со­три­те  всё,  что  на  ней  бы­ло  за­пи­са­но рань­ше.  В  слу­чае  с  кас­се­той  воз­мо­жен  та­кой  ва­ри­ант:    На  од­ну  сто­ро­ну  за­пи­сы­вае­те со­кра­щён­ные ва­ри­ан­ты пе­сен (всту­п­ле­ние - ку­плет - при­пев - со­ло - ко­да). Они зай­мут 30-50 % зву­ча­ния пес­ни. На дру­гую сто­ро­ну за­пи­сы­вае­те пол­ные ва­ри­ан­ты. 


Сколь­ко  пе­сен  вклю­чить  в  де­мо-за­пись? 


Сколь­ко  пе­сен  вклю­чить  в  де­мо-за­пись?  На  этот  во­прос  нет  од­но­знач­но­го  от­ве­та. Во­прос  нуж­но  сфор­му­ли­ро­вать  по-дру­го­му:  сколь­ко  нуж­но  пе­сен,  что­бы  пред­ста­вить ва­ше твор­че­ст­во со всех сто­рон?

Кто   вы?   Бу­ду­щая   поп-звез­да?   Рок-груп­па?   Ав­тор-ис­пол­ни­тель?   До   то­го,   как по­лу­ча­тель  за­кон­чит  слу­шать  де­мо-за­пись,  у  не­го  не  долж­но  ос­тать­ся  со­мне­ний  на  это счёт.  Ес­ли  это­го  не  про­изош­ло - де­мо-за­пись  не  дос­тиг­ла  сво­ей  це­ли.  Для  то­го,  что­бы со­ста­вить  мне­ние  о  вас,  как  об  ис­пол­ни­те­ле,  дос­та­точ­но  10-15  ми­нут  об­ще­го  зву­ча­ния.

Ес­ли  вы  пред­став­ляе­те  свой  рок-про­ект,  со­вер­шен­но  не  обя­за­тель­но  вклю­чать  в  за­пись соль­ное   ис­пол­не­ние   на   бая­не,   да­же   ес­ли   вы   вир­ту­оз­но   вла­дее­те   ин­ст­ру­мен­том.

Дос­та­точ­но на­пи­сать об этом в со­про­во­ди­тель­ных ма­те­риа­лах. Как ми­ни­мум, де­мо-за­пись долж­на  со­дер­жать  три  пес­ни.  Ес­ли  вы  смо­же­те  соз­дать  три  хи­то­вые  ве­щи,  вы  смо­же­те соз­дать и 30 хи­тов. Но это да­ле­ко не оче­вид­но, ес­ли в ва­шей за­пи­си лишь один хит.

Ес­ли вы по­сла­ли 10 пе­сен, а кто – то - все­го 1, то слу­ша­те­лю за­пом­нить­ся од­на чу­жая пес­ня, а не ва­ши 10. Здесь есть и пси­хо­ло­ги­че­ский мо­мент: «Я по­сы­лаю вам од­ну пес­ню, но имен­но ту, ко­то­рая вам нуж­на!» Мно­гие ис­пол­ни­те­ли по­сы­ла­ют де­мо с 10-20 пес­ня­ми в на­де­ж­де, что  по­лу­ча­тель вы­бе­рет хо­тя бы 1-2 из них. Ес­ли вы са­ми не мо­же­те вы­брать 3-4  луч­шие  пес­ни  из  этих  10-20,  то  по­че­му  вы  ду­мае­те,  что  по­лу­ча­тель  де­мо-за­пи­си смо­жет это сде­лать?

Пер­вой  ставь­те  са­мую  луч­шую  пес­ню.  Не  сто­ит  вклю­чать  те  пес­ни,  ко­то­рых  нет  в ва­шем по­сто­ян­ном ре­пер­туа­ре, за­пи­сан­ные рань­ше с дру­ги­ми людь­ми. Ес­ли вы бои­тесь, что   кто-то   сво­ру­ет   и   ис­поль­зу­ет   ва­ши   пес­ни,   по­про­буй­те   сде­лать   та­кой   трюк.  В со­про­во­ди­тель­ных ма­те­риа­лах на­пи­ши­те, что все ав­тор­ские пра­ва оформ­ле­ны. Да­же ес­ли вы  это­го  и  не  де­ла­ли. На  кас­се­ту  или  ком­пакт-диск  по­ставь­те  со­от­вет­ст­вую­щий  знак  ©.

При об­ще­нии с за­пад­ны­ми фир­ма­ми этот трюк ра­бо­та­ет на 100%--они па­ни­че­ски бо­ят­ся су­деб­ных ис­ков по за­щи­те ав­тор­ских прав.

Ко­гда  вы  го­то­ви­те  свои  ма­те­риа­лы,  по­ставь­те  се­бя  мыс­лен­но  на  ме­сто  по­лу­ча­те­ля. Пред­ставь­те  се­бе,  что  вы - ме­нед­жер  ре­корд-лейб­ла.  Пят­ни­ца,  ко­нец  ра­бо­че­го  дня,  вы ус­тав­ший и из­мо­тан­ный. А тут ещё нуж­но про­слу­шать не­сколь­ко де­сят­ков этих чёр­то­вых де­мо-за­пи­сей!   Чем   бо­лее   ком­форт­ные   ус­ло­вия   соз­да­ди­те   вы   сво­ей   за­пи­сью   это­му че­ло­ве­ку - тем луч­ше для вас. Са­мое глав­ное-пер­вое впе­чат­ле­ние. Не де­лай­те к пер­вой пес­не  длин­ное  всту­п­ле­ние.  Хва­тит  не­сколь­ких  так­тов.  Опыт­ный  слу­ша­тель  че­рез  30 се­кунд  зву­ча­ния  ска­жет,  что  бу­дет  на  де­мо-за­пи­си  даль­ше.  Ес­ли  вы  иг­рае­те  рок - за­пи­ши­те во всту­п­ле­нии к пер­вой пес­не ваш са­мый убой­ный рифф. Ес­ли вы пред­став­ляе­те дид­жей­ские  ре­мик­сы - по­ставь­те  пер­вым  но­ме­ром  ка­кой-ни­будь  хэ­ви - кан­три – джангл - ре­микс хо­ра одес­ской си­на­го­ги, что­бы у слу­ша­те­ля от удив­ле­ния упа­ла че­люсть! Не сто­ит за­пи­сы­вать с двух сто­рон 120-ми­нут­ную кас­се­ту. Её ни­кто не бу­дет слу­шать пол­но­стью!

По­слу­шай­те  мне­ние  дру­гих  лю­дей  о  ва­шей  за­пи­си.  Не  спорь­те,  вы­слу­шай­те  до кон­ца. Воз­мож­но, са­мая зна­чи­мая для вас пес­ня не про­из­ве­дёт впе­чат­ле­ние, а за­пом­нит­ся со­всем  дру­гая.  Ес­ли  не­сколь­ко  че­ло­век  об­ра­тят  вни­ма­ние  на  один  и  то  же  не­дос­та­ток  – есть, о чём по­ду­мать.

Не по­ка­зы­вай­те не­за­вер­шён­ную ра­бо­ту. Но ес­ли вас что-то не уст­раи­ва­ет в го­то­вой ве­щи – не по­ле­ни­тесь пе­ре­иг­рать, пе­ре­де­лать аран­жи­ров­ку, текст. У вас толь­ко один шанс про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние, дру­го­го не бу­дет!

По­слу­шай­те ва­шу за­пись на раз­ной ап­па­ра­ту­ре. Она долж­на при­лич­но зву­чать как на hi-fi-цен­тре, так и на де­шё­вой “мыль­ни­це”. Воз­мож­но, что её бу­дут слу­шать в ма­ши­не или в  плее­ре,  по  до­ро­ге  на  ра­бо­ту.  Вы  по­слу­ша­ли  свою  за­пись  и  ду­мае­те:”Здо­ро­во!  Луч­шая пес­ня  всех  вре­мён  и  на­ро­дов!”  Че­рез  не­сколь­ко  ме­ся­цев  вы  слу­чай­но  слу­шае­те  эту  же за­пись  и  ду­мае­те:”Чёрт,  что  та­кое?  Ги­та­ра  не  стро­ит!  И  за­чем  я  вклю­чил  эту  ритм-ма­ши­ну?  Луч­ше  бы  её  со­всем  не  бы­ло!”  Хо­ро­шая  му­зы­ка - как  ви­но.  Со  вре­ме­нем ста­но­вит­ся  толь­ко  луч­ше.  Ес­ли  спус­тя  не­сколь­ко  ме­ся­цев  ва­ша  за­пись  вам  нра­вит­ся  так же, как и рань­ше - есть смысл ду­мать об её от­прав­ке.

Ос­тавь­те  се­бе  кон­троль­ный  эк­зем­п­ляр  за­пи­си  на  раз­ных  но­си­те­лях  (ау­дио-CD, кас­се­та, же­ст­кий диск ком­пь­ю­те­ра).


2 комментария: