Прежде, чем создавать демо-запись…
Прежде, чем
создавать демо-запись, спросите
себя: для кого
она предназначена?
Если вы делаете её для рекорд-лейбла,
там будут обращать внимание на оригинальность материала, нестандартные
музыкальные решения. Если вы делаете запись для владельцев клубов,
им важно ваше умение “завести” людей,
заставить их танцевать и веселиться, т.е. прийти в
клуб ещё раз.
Для радиостанции важно
соответствие формату –
той музыке, которую передаёт
эта станция, а
так же продолжительность песен
(3-3,5 минуты максимум). Записывайте то,
что от вас хотят услышать.
«Червяк должен быть
по вкусу рыбе, а
не рыбаку». Но
в любом случае
нужно постараться сделать
запись как можно более качественно.
Если вы
со своей группой
планируете записываться в профессиональной студии, заранее отрепетируйте весь
материал до автоматизма. Первый
LP The Beatles
“Please, Please Me”
был записан за
один день –
14 песен за неполные 12 часов, с учетом всех дублей, наложений и изменений в
аранжировках!
Запись в домашних условиях
имеет ряд преимуществ перед записью в студии. Вы не ограничены во времени. Вы можете работать,
когда находитесь в соответствующем
творческом состоянии.
Во время
работы вас не
должны отвлекать телефонные
звонки, орущие дети
или грохочущий под окном грузовик.
Иначе самый лучший фрагмент будет испорчен. Как вы будете готовиться
к записи-зависит только
от вас. Будет
ли это медитация
всю ночь напролёт с восточными благовониями или
Sex Pistols на полную громкость
в 6 утра-ваше дело.
В зависимости от того, записываете
вы группу или сольный проект, нужно решить, в какой степени вам понадобятся
МИДИ-технологии и сколько нужно дорожек для записи.
Если вы
записываете группу, определите в
первую очередь, обязательно ли записывать “живые”
барабаны. В квартире
очень трудно поставить
и записать полноценную ударную
установку. Вы неизбежно
будете мешать соседям.
Возможный выход-записать
ударные заранее на репетиционной базе.
Но чтобы сделать
это качественно, понадобится отдельный микрофон на каждый
барабан и тарелку и 1-2 общих микрофона. Имеет
большое значение тип
микрофонов и их грамотное расположение, настройка самих барабанов
и акустические характеристики помещения. На своём первом альбоме
Led Zeppelin записывали партии ударных в мраморном холле студии.
Альтернативный вариант-использование
ритм-машины, сэмплов и редактирование полученной записи с целью
приблизить её к “живому” исполнению.
Чаще всего
даже в профессиональной студии
рок-группы записываются методом наложения. Поэтому
вам совсем не обязательно собирать
на запись одновременно всю группу.
Можно пригласить в качестве сессионных
музыкантов кого-то из друзей, если какая-то партия вам не по силам. Беда
многих-особенно “тяжёлых”-групп стремление соло-гитариста играть
как можно больше
и как можно
быстрее. Это всегда
быстро утомляет слушателя. А скоростью звукоизвлечения сегодня
никого не удивить.
Не записывайте во вступлениях
песен и в паузах между песнями звуки выстрелов и взрывов, сирен,
шагов, автомобилей, поездов,
плача детей, звонков
телефона, скрипа дверей, тиканья
часов, взлетающих самолётов, колоколов, шум ветра и воды. Что я забыл
назвать? Демозапись-не тот случай, когда нужно нагнетать концептуальность.
Что касается техники записи.

Если вы
записываете одновременно на
2-3 микрофона - например, вокал
и акустическую гитару, двух
вокалистов - используйте
разделительные экраны между ними.
Самое главное
для записи вокала - передать нужное
настроение. Теоретически все технические огрехи
можно выправить в
компьютере. Во время
записи на бумаге отмечайте самые
удачные дубли и/или
самые удачные части
отдельных трэков. Это поможет вам смонтировать запись из
наилучших фрагментов.
После записи
всех партий дайте
себе отдохнуть, не начинайте сведение
сразу же. Сведение начинайте
с ритм - секции (ударные и бас-гитара). Потом добавляйте клавишные,
ритм-гитару, солирующие инструменты и вокал. Не
злоупотребляйте эффектами и эквалайзером. Можно
добавить немного реверберации на
вокал и солирующий инструмент. Ударные и бас
лучше не обрабатывать реверберацией и разместить в центре стереопанорамы. Не раздвигайте все инструменты слишком
широко в стереопанораме.
Бережно отнеситесь к аранжировке.
Не прячьте ведущую мелодию, не загромождайте её аккомпанементом.
Весь окончательный микс можно немного обработать компрессией. На этапе сведения
очень важно контролировать весь
процесс через акустические системы.
Если вы будете работать только в наушниках,
то в итоге в мониторах вы получите совершенно неожиданную звуковую
картину.
Как выглядят ваши CD? По
одежке встречают. Если вы записываете
демо на кассету – купите лучшую.
Если используете старую
– сотрите всё,
что на ней было записано раньше. В случае с кассетой возможен
такой вариант: На
одну сторону записываете сокращённые варианты песен
(вступление - куплет - припев - соло - кода). Они займут 30-50 % звучания
песни. На другую сторону записываете полные варианты.
Сколько песен включить в демо-запись?
Сколько песен
включить в демо-запись? На
этот вопрос нет однозначного ответа. Вопрос нужно
сформулировать по-другому: сколько
нужно песен, чтобы
представить ваше творчество со всех сторон?
Кто вы?
Будущая поп-звезда? Рок-группа? Автор-исполнитель? До
того, как получатель закончит
слушать демо-запись, у него не
должно остаться сомнений
на это счёт. Если
этого не произошло - демо-запись не достигла своей
цели. Для того,
чтобы составить мнение о
вас, как об исполнителе, достаточно
10-15 минут общего
звучания.
Если вы
представляете свой рок-проект,
совершенно не обязательно включать
в запись сольное исполнение на
баяне, даже если
вы виртуозно владеете
инструментом.
Достаточно написать об
этом в сопроводительных материалах. Как минимум, демо-запись должна содержать
три песни. Если
вы сможете создать
три хитовые вещи,
вы сможете создать и 30 хитов.
Но это далеко не очевидно, если в вашей записи лишь один хит.
Если вы послали 10 песен,
а кто – то - всего 1, то слушателю запомниться одна чужая песня, а не
ваши 10. Здесь есть и психологический момент: «Я посылаю вам одну песню,
но именно ту, которая вам нужна!» Многие исполнители посылают демо
с 10-20 песнями в надежде, что получатель
выберет хотя бы 1-2 из них. Если вы сами не можете выбрать 3-4 лучшие
песни из этих
10-20, то почему
вы думаете, что получатель демо-записи сможет это сделать?
Первой ставьте
самую лучшую песню.
Не стоит включать
те песни, которых
нет в вашем постоянном репертуаре,
записанные раньше с другими людьми. Если вы боитесь, что кто-то
сворует и использует ваши
песни, попробуйте сделать
такой трюк. В сопроводительных материалах напишите,
что все авторские права оформлены. Даже если вы этого
и не делали. На
кассету или компакт-диск
поставьте соответствующий знак
©.
При общении с западными
фирмами этот трюк работает на 100%--они панически боятся судебных
исков по защите авторских прав.
Когда вы готовите свои
материалы, поставьте себя
мысленно на место
получателя. Представьте себе, что вы -
менеджер рекорд-лейбла. Пятница,
конец рабочего дня,
вы уставший и измотанный. А тут ещё нужно прослушать несколько
десятков этих чёртовых демо-записей!
Чем более комфортные условия
создадите вы своей
записью этому человеку - тем
лучше для вас. Самое главное-первое впечатление. Не делайте к первой песне длинное
вступление. Хватит нескольких
тактов. Опытный слушатель
через 30 секунд звучания
скажет, что будет
на демо-записи дальше.
Если вы играете
рок - запишите во вступлении к первой песне ваш самый убойный
рифф. Если вы представляете диджейские
ремиксы - поставьте первым номером
какой-нибудь хэви - кантри – джангл
- ремикс хора одесской синагоги, чтобы у слушателя от удивления упала
челюсть! Не стоит записывать с двух сторон 120-минутную кассету. Её
никто не будет слушать полностью!
Послушайте мнение
других людей о вашей записи.
Не спорьте, выслушайте
до конца. Возможно, самая значимая для вас песня не произведёт
впечатление, а запомнится совсем
другая. Если несколько
человек обратят внимание
на один и
то же недостаток
– есть, о чём подумать.
Не показывайте незавершённую
работу. Но если вас что-то не устраивает в готовой вещи – не поленитесь
переиграть, переделать аранжировку, текст. У вас только один шанс произвести
впечатление, другого не будет!
Послушайте вашу запись на
разной аппаратуре. Она должна прилично звучать как на hi-fi-центре,
так и на дешёвой “мыльнице”. Возможно, что её будут слушать в машине
или в плеере, по дороге на работу. Вы послушали свою
запись и думаете:”Здорово! Лучшая песня всех
времён и народов!”
Через несколько месяцев
вы случайно слушаете
эту же запись и думаете:”Чёрт, что такое? Гитара
не строит! И зачем я включил эту
ритм-машину? Лучше бы
её совсем не было!” Хорошая
музыка - как
вино. Со временем становится только
лучше. Если спустя
несколько месяцев ваша
запись вам нравится
так же, как и раньше - есть смысл думать об её отправке.
Оставьте себе
контрольный экземпляр записи
на разных носителях
(аудио-CD, кассета, жесткий диск компьютера).
толковая статья, Виктор!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Удалить