Прежде, чем создавать демо-запись…
Прежде, чем
создавать демо-запись, спросите
себя: для кого
она предназначена?
Если вы делаете её для рекорд-лейбла,
там будут обращать внимание на оригинальность материала, нестандартные
музыкальные решения. Если вы делаете запись для владельцев клубов,
им важно ваше умение “завести” людей,
заставить их танцевать и веселиться, т.е. прийти в
клуб ещё раз.
Для радиостанции важно
соответствие формату –
той музыке, которую передаёт
эта станция, а
так же продолжительность песен
(3-3,5 минуты максимум). Записывайте то,
что от вас хотят услышать.
«Червяк должен быть
по вкусу рыбе, а
не рыбаку». Но
в любом случае
нужно постараться сделать
запись как можно более качественно.
Если вы
со своей группой
планируете записываться в профессиональной студии, заранее отрепетируйте весь
материал до автоматизма. Первый
LP The Beatles
“Please, Please Me”
был записан за
один день –
14 песен за неполные 12 часов, с учетом всех дублей, наложений и изменений в
аранжировках!
Запись в домашних условиях
имеет ряд преимуществ перед записью в студии. Вы не ограничены во времени. Вы можете работать,
когда находитесь в соответствующем
творческом состоянии.
Во время
работы вас не
должны отвлекать телефонные
звонки, орущие дети
или грохочущий под окном грузовик.
Иначе самый лучший фрагмент будет испорчен. Как вы будете готовиться
к записи-зависит только
от вас. Будет
ли это медитация
всю ночь напролёт с восточными благовониями или
Sex Pistols на полную громкость
в 6 утра-ваше дело.
В зависимости от того, записываете
вы группу или сольный проект, нужно решить, в какой степени вам понадобятся
МИДИ-технологии и сколько нужно дорожек для записи.
Если вы
записываете группу, определите в
первую очередь, обязательно ли записывать “живые”
барабаны. В квартире
очень трудно поставить
и записать полноценную ударную
установку. Вы неизбежно
будете мешать соседям.
Возможный выход-записать
ударные заранее на репетиционной базе.
Но чтобы сделать
это качественно, понадобится отдельный микрофон на каждый
барабан и тарелку и 1-2 общих микрофона. Имеет
большое значение тип
микрофонов и их грамотное расположение, настройка самих барабанов
и акустические характеристики помещения. На своём первом альбоме
Led Zeppelin записывали партии ударных в мраморном холле студии.
Альтернативный вариант-использование
ритм-машины, сэмплов и редактирование полученной записи с целью
приблизить её к “живому” исполнению.
Чаще всего
даже в профессиональной студии
рок-группы записываются методом наложения. Поэтому
вам совсем не обязательно собирать
на запись одновременно всю группу.
Можно пригласить в качестве сессионных
музыкантов кого-то из друзей, если какая-то партия вам не по силам. Беда
многих-особенно “тяжёлых”-групп стремление соло-гитариста играть
как можно больше
и как можно
быстрее. Это всегда
быстро утомляет слушателя. А скоростью звукоизвлечения сегодня
никого не удивить.
Не записывайте во вступлениях
песен и в паузах между песнями звуки выстрелов и взрывов, сирен,
шагов, автомобилей, поездов,
плача детей, звонков
телефона, скрипа дверей, тиканья
часов, взлетающих самолётов, колоколов, шум ветра и воды. Что я забыл
назвать? Демозапись-не тот случай, когда нужно нагнетать концептуальность.
Что касается техники записи.
Что касается
техники записи, то
бас-гитару и клавишные
можно включить непосредственно в
пульт (“в линию”).
Часто такой способ
даёт вполне приличный результат. С гитарой несколько
сложнее. Самый лучший
способ-снятие звука микрофоном с гитарного комбика.
Проблема в том,
что самый лучший
звук получается при исполнении
на полную громкость.
Если вы не хотите травмировать психику
своих соседей, то можно использовать специальную звукоизолированную коробку, сделанную из ДСП
или нескольких слоёв толстой фанеры (картонная коробка из-под телевизора не подойдёт). В неё помещается гитарный
усилитель и микрофон. Если гитарист использует цифровой процессор,
то выход процессора можно включить напрямую в пульт. Заставьте гитариста
за день до записи поставить на свой инструмент новые струны.
Если вы
записываете одновременно на
2-3 микрофона - например, вокал
и акустическую гитару, двух
вокалистов - используйте
разделительные экраны между ними.
Самое главное
для записи вокала - передать нужное
настроение. Теоретически все технические огрехи
можно выправить в
компьютере. Во время
записи на бумаге отмечайте самые
удачные дубли и/или
самые удачные части
отдельных трэков. Это поможет вам смонтировать запись из
наилучших фрагментов.
После записи
всех партий дайте
себе отдохнуть, не начинайте сведение
сразу же. Сведение начинайте
с ритм - секции (ударные и бас-гитара). Потом добавляйте клавишные,
ритм-гитару, солирующие инструменты и вокал. Не
злоупотребляйте эффектами и эквалайзером. Можно
добавить немного реверберации на
вокал и солирующий инструмент. Ударные и бас
лучше не обрабатывать реверберацией и разместить в центре стереопанорамы. Не раздвигайте все инструменты слишком
широко в стереопанораме.
Бережно отнеситесь к аранжировке.
Не прячьте ведущую мелодию, не загромождайте её аккомпанементом.
Весь окончательный микс можно немного обработать компрессией. На этапе сведения
очень важно контролировать весь
процесс через акустические системы.
Если вы будете работать только в наушниках,
то в итоге в мониторах вы получите совершенно неожиданную звуковую
картину.
Как выглядят ваши CD? По
одежке встречают. Если вы записываете
демо на кассету – купите лучшую.
Если используете старую
– сотрите всё,
что на ней было записано раньше. В случае с кассетой возможен
такой вариант: На
одну сторону записываете сокращённые варианты песен
(вступление - куплет - припев - соло - кода). Они займут 30-50 % звучания
песни. На другую сторону записываете полные варианты.
Сколько песен включить в демо-запись?
Сколько песен
включить в демо-запись? На
этот вопрос нет однозначного ответа. Вопрос нужно
сформулировать по-другому: сколько
нужно песен, чтобы
представить ваше творчество со всех сторон?
Кто вы?
Будущая поп-звезда? Рок-группа? Автор-исполнитель? До
того, как получатель закончит
слушать демо-запись, у него не
должно остаться сомнений
на это счёт. Если
этого не произошло - демо-запись не достигла своей
цели. Для того,
чтобы составить мнение о
вас, как об исполнителе, достаточно
10-15 минут общего
звучания.
Если вы
представляете свой рок-проект,
совершенно не обязательно включать
в запись сольное исполнение на
баяне, даже если
вы виртуозно владеете
инструментом.
Достаточно написать об
этом в сопроводительных материалах. Как минимум, демо-запись должна содержать
три песни. Если
вы сможете создать
три хитовые вещи,
вы сможете создать и 30 хитов.
Но это далеко не очевидно, если в вашей записи лишь один хит.
Если вы послали 10 песен,
а кто – то - всего 1, то слушателю запомниться одна чужая песня, а не
ваши 10. Здесь есть и психологический момент: «Я посылаю вам одну песню,
но именно ту, которая вам нужна!» Многие исполнители посылают демо
с 10-20 песнями в надежде, что получатель
выберет хотя бы 1-2 из них. Если вы сами не можете выбрать 3-4 лучшие
песни из этих
10-20, то почему
вы думаете, что получатель демо-записи сможет это сделать?
Первой ставьте
самую лучшую песню.
Не стоит включать
те песни, которых
нет в вашем постоянном репертуаре,
записанные раньше с другими людьми. Если вы боитесь, что кто-то
сворует и использует ваши
песни, попробуйте сделать
такой трюк. В сопроводительных материалах напишите,
что все авторские права оформлены. Даже если вы этого
и не делали. На
кассету или компакт-диск
поставьте соответствующий знак
©.
При общении с западными
фирмами этот трюк работает на 100%--они панически боятся судебных
исков по защите авторских прав.
Когда вы готовите свои
материалы, поставьте себя
мысленно на место
получателя. Представьте себе, что вы -
менеджер рекорд-лейбла. Пятница,
конец рабочего дня,
вы уставший и измотанный. А тут ещё нужно прослушать несколько
десятков этих чёртовых демо-записей!
Чем более комфортные условия
создадите вы своей
записью этому человеку - тем
лучше для вас. Самое главное-первое впечатление. Не делайте к первой песне длинное
вступление. Хватит нескольких
тактов. Опытный слушатель
через 30 секунд звучания
скажет, что будет
на демо-записи дальше.
Если вы играете
рок - запишите во вступлении к первой песне ваш самый убойный
рифф. Если вы представляете диджейские
ремиксы - поставьте первым номером
какой-нибудь хэви - кантри – джангл
- ремикс хора одесской синагоги, чтобы у слушателя от удивления упала
челюсть! Не стоит записывать с двух сторон 120-минутную кассету. Её
никто не будет слушать полностью!
Послушайте мнение
других людей о вашей записи.
Не спорьте, выслушайте
до конца. Возможно, самая значимая для вас песня не произведёт
впечатление, а запомнится совсем
другая. Если несколько
человек обратят внимание
на один и
то же недостаток
– есть, о чём подумать.
Не показывайте незавершённую
работу. Но если вас что-то не устраивает в готовой вещи – не поленитесь
переиграть, переделать аранжировку, текст. У вас только один шанс произвести
впечатление, другого не будет!
Послушайте вашу запись на
разной аппаратуре. Она должна прилично звучать как на hi-fi-центре,
так и на дешёвой “мыльнице”. Возможно, что её будут слушать в машине
или в плеере, по дороге на работу. Вы послушали свою
запись и думаете:”Здорово! Лучшая песня всех
времён и народов!”
Через несколько месяцев
вы случайно слушаете
эту же запись и думаете:”Чёрт, что такое? Гитара
не строит! И зачем я включил эту
ритм-машину? Лучше бы
её совсем не было!” Хорошая
музыка - как
вино. Со временем становится только
лучше. Если спустя
несколько месяцев ваша
запись вам нравится
так же, как и раньше - есть смысл думать об её отправке.
Оставьте себе
контрольный экземпляр записи
на разных носителях
(аудио-CD, кассета, жесткий диск компьютера).
толковая статья, Виктор!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Удалить