TRANSLATE

пятница, 2 мая 2014 г.

Что мо­жет быть ин­те­рес­нее, чем записать соб­ст­вен­ный го­лос?



Что мо­жет быть ин­те­рес­нее, чем записать соб­ст­вен­ный го­лос?


Как бы не раз­ви­ва­лось при за­пи­си му­зы­ки ис­поль­зо­ва­ние син­те­за­то­ров и сем­пле­ров, все рав­но при­хо­дит вре­мя, ко­гда при­хо­дить­ся за­пи­сы­вать что-ни­будь с мик­ро­фо­на. Ча­ще все­го это во­кал. Да и что мо­жет быть ин­те­рес­нее, чем за­сем­пли­ро­вать соб­ст­вен­ный го­лос? Та­ко­го не най­дешь ни на од­ной сем­плер­ной биб­лио­те­ке (ес­ли вы, ко­неч­но, не James Brown). Так что се­го­дня мы по­го­во­рим о за­пи­си во­ка­ла, при­чем мно­гие со­ве­ты мож­но при­ме­нять как при мно­го­ка­наль­ной за­пи­си, так и при сем­пли­ро­ва­нии. 


По­ме­ще­ние

 
Ча­ще все­го во­ка­ли­сты при за­пи­си рас­по­ла­га­ют­ся в от­дель­ном, хо­ро­шо аку­сти­че­ски за­глу­шен­ном по­ме­ще­нии (о воз­мож­но­сти за­пи­си с рас­по­ло­же­ни­ем во­ка­ли­ста в ап­па­рат­ной чи­тай­те да­лее), а объ­ем соз­да­ет­ся ис­кус­ст­вен­ным об­ра­зом при по­мо­щи об­ра­бот­ки зву­ка ре­вер­бе­ра­то­ром. Од­на­ко ес­ли у вас нет за­глу­шен­но­го по­ме­ще­ния, впол­не мож­но ис­поль­зо­вать ес­те­ст­вен­ную ре­вер­бе­ра­цию, а по­том рас­ска­зать спон­со­ру, что здесь при­шлось взять на­про­кат Lexicon 300. Вы­бе­ри­те пу­тем про­слу­ши­ва­ния ме­сто, где пе­ние зву­чит наи­бо­лее при­ят­но. 




Вы­бор мик­ро­фо­на

Не су­ще­ст­ву­ет иде­аль­но­го во­каль­но­го мик­ро­фо­на. Ка­ж­дый ис­пол­ни­тель, ка­ж­дая пес­ня тре­бу­ют ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да. Но есть не­сколь­ко кри­те­ри­ев, от ко­то­рых на­до от­тал­ки­вать­ся при вы­бо­ре мик­ро­фо­на. Так, ди­на­ми­че­ские мик­ро­фо­ны ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мень­шим ко­ли­че­ст­вом вы­со­ких час­тот, но об­ла­да­ют боль­шей стой­ко­стью к пе­ре­груз­кам. Для во­ка­ли­стов с очень мощ­ным го­ло­сом этот тип мик­ро­фо­нов мо­жет быть един­ст­вен­ным при­ем­ле­мым ва­ри­ан­том. Од­на­ко ча­ще для за­пи­си во­ка­ла ис­поль­зу­ют­ся все-та­ки кон­ден­са­тор­ные мик­ро­фо­ны, при­чем мик­ро­фо­ны с боль­шой мем­бра­ной - наи­бо­лее час­тый вы­бор для сту­дий­ной за­пи­си соль­но­го во­ка­ла. Кон­ден­са­тор­ные мик­ро­фо­ны с ма­лой мем­бра­ной да­ют ме­нее ок­ра­шен­ный звук, ко­то­рый хо­рош при за­пи­си под­пе­вок. Ес­ли вы за­пи­сы­вае­те са­мо­го се­бя, то не сле­ду­ет слу­шать мик­ро­фон "живь­ем". Луч­ше за­пи­ши­те про­цесс и про­слу­шай­те по­том.

Не­ко­то­рые мо­де­ли мик­ро­фо­нов, час­то ис­поль­зую­щие­ся для за­пи­си го­ло­са: кон­ден­са­тор­ные с боль­шой мем­бра­ной - Neumann U 87, AKG C 414, Neumann TLM 193, Audio-Technica AT 4050; ди­на­ми­че­ские - Shure SM 58, Sennheiser MD 421, Electro-Voice RE 20. 



Про­цесс за­пи­си

Хо­тя лю­бой опыт­ный зву­ко­ин­же­нер ска­жет вам, что луч­ше все­го ре­шать про­бле­мы зву­ка на са­мой ран­ней ста­дии их воз­ник­но­ве­ния, сле­до­вать это­му не все­гда воз­мож­но. Так, од­на из ос­нов­ных про­блем при за­пи­си во­ка­ла - взрыв­ные со­глас­ные и ши­пя­щие зву­ки - луч­ше все­го ре­ша­ет­ся на ста­дии ис­пол­не­ния, то есть ко­гда во­ка­лист не ши­пит и не взры­ва­ет­ся. Од­на­ко ча­ще все­го за­ме­на во­ка­ли­ста не вхо­дит в ком­пе­тен­цию то­го, кто его за­пи­сы­ва­ет.

Сле­дую­щим удач­ным пунк­том для ре­ше­ния этой про­бле­мы яв­ля­ет­ся мик­ро­фон, а точ­нее - его рас­по­ло­же­ние. Мик­ро­фон луч­ше по­мес­тить чуть вы­ше ли­нии рта, при­мер­но на ли­нии но­са (ес­ли мик­ро­фон ус­та­нов­лен свер­ху вниз), или чуть ни­же ли­нии рта (ес­ли мик­ро­фон ус­та­нов­лен обыч­но), и не на­прав­лять его пря­мо в рот ис­пол­ни­те­ля. Мож­но при­ме­нить и эк­ран, хо­тя он ско­рее по­зво­ля­ет удер­жать наи­бо­лее ре­ти­вых во­ка­ли­стов от "про­гла­ты­ва­ния" мик­ро­фо­на. Ино­гда по­мо­га­ет вет­ро­за­щи­та. Впро­чем, для дос­ти­же­ния эф­фек­та ин­тим­но­сти мож­но петь близ­ко к мик­ро­фо­ну, но то­гда во­ка­лист дол­жен уметь это де­лать. 


От про­ник­но­ве­ния виб­ра­ци­он­ных шу­мов, воз­ни­каю­щих, на­при­мер, при то­по­те, по­мо­га­ют под­вес­ка мик­ро­фо­на (наи­бо­лее из­вест­ный тип под­вес­ки - "па­ук", ко­гда мик­ро­фон на­хо­дит­ся как бы на рас­тяж­ках) и стой­ка со спе­ци­аль­ны­ми виб­ро­пог­ла­щаю­щи­ми эле­мен­та­ми в кон­ст­рук­ции. Опять же, ес­ли вы и яв­ляе­тесь во­ка­ли­стом, то мож­но так­же по­пы­тать­ся не то­пать (что до­воль­но лег­ко по­лу­ча­ет­ся по­сле зна­ком­ст­ва с це­на­ми на фир­мен­ные под­вес­ки). Эк­ра­ны то­же не де­ше­вы, но их лег­ко сде­лать са­мо­му, на­тя­нув ку­сок жен­ских кол­го­ток на про­во­лоч­ный кар­кас. 


Ак­ком­па­не­мент

Для по­лу­че­ния хо­ро­шей за­пи­си очень важ­ным яв­ля­ет­ся ком­форт­ный звук ак­ком­па­не­мен­та. На­при­мер, гром­кость со­про­во­ж­де­ния мо­жет по­вли­ять на точ­ность пе­ния, по­сколь­ку чем звук ти­ше, тем он субъ­ек­тив­но ка­жет­ся ни­же. Од­на­ко ком­форт­ность ак­ком­па­не­мен­та вклю­ча­ет не толь­ко при­ем­ле­мую гром­кость, но и, воз­мож­но, спе­ци­аль­ный ба­ланс ин­ст­ру­мен­тов. Ес­ли во­каль­ная пар­тия тре­бу­ет рит­мич­но­сти, сде­лай­те не­сколь­ко гром­че ба­ра­ба­ны. Для бо­лее точ­ной фра­зи­ров­ки мож­но уси­лить ин­ст­ру­мен­ты, оп­ре­де­ляю­щие гар­мо­нию пес­ни, на­при­мер, бас, кла­виш­ные под­кла­ды или ги­та­ру. Пар­тии до­пол­ни­тель­ных, ук­ра­шаю­щих ин­ст­ру­мен­тов мож­но сде­лать ти­ше или уб­рать со­всем. Кста­ти, до­воль­но час­то во­кал за­пи­сы­ва­ет­ся под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов, ба­са и ка­ко­го-ни­будь гар­мо­ни­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та, а вся ос­таль­ная аран­жи­ров­ка соз­да­ет­ся уже с уче­том пар­тии го­ло­са. Ес­ли во­ка­лист ис­пы­ты­ва­ет про­бле­мы с со­блю­де­ни­ем ме­ло­ди­че­ской ли­нии, то ни­что не ме­ша­ет вам за­пи­сать ме­ло­дию на ка­ком-ни­будь ин­ст­ру­мен­те и вос­про­из­во­дить ее во вре­мя за­пи­си во­ка­ла. 


Мно­гим во­ка­ли­стам, осо­бен­но не имею­щим боль­шо­го опы­та сту­дий­ной за­пи­си, тя­же­ло петь в на­уш­ни­ках. Вер­нее им тя­же­ло слы­шать се­бя в на­уш­ни­ках, так как они при­вык­ли кон­тро­ли­ро­вать свое пе­ние в от­кры­том аку­сти­че­ском про­стран­ст­ве. По­это­му на­уш­ни­ки луч­ше ис­поль­зо­вать от­кры­тые. Мож­но по­дать звук толь­ко в один на­уш­ник и при этом снять дру­гой. В ко­неч­ном ито­ге мож­но от­ка­зать­ся от на­уш­ни­ков и слу­шать в мо­ни­то­рах, ес­ли вклю­чить их не гром­ко. Для до­пол­ни­тель­но­го умень­ше­ния про­ник­но­ве­ния ак­ком­па­не­мен­та на во­каль­ную до­рож­ку мож­но за­пус­тить со­про­во­ж­де­ние в мо­но че­рез два мо­ни­то­ра и из­ме­нить фа­зу на од­ном ка­на­ле. Что­бы это сра­бо­та­ло, мик­ро­фон и мо­ни­то­ры долж­ны со­став­лять рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник (рас­стоя­ние от мик­ро­фо­на до ка­ж­до­го из мо­ни­то­ров рав­ня­ет­ся рас­стоя­нию ме­ж­ду мо­ни­то­ра­ми). Ес­те­ст­вен­но мик­ро­фон дол­жен иметь кар­дио­ид­ную или су­пер­кар­дио­ид­ную на­прав­лен­ность и его сле­ду­ет по­вер­нуть в сто­ро­ну от мо­ни­то­ров. 


Обо­ру­до­ва­ние

Есть два ос­нов­ных под­хо­да к про­цес­су за­пи­си во­об­ще. Пер­вый - звук до за­пи­си не дол­жен про­хо­дить до­пол­ни­тель­ной об­ра­бот­ки, кро­ме, воз­мож­но, ди­на­ми­че­ской, на­при­мер, ком­прес­си­ро­ва­ния или ли­ми­ти­ро­ва­ния. Вто­рой - вы мо­же­те спо­кой­но об­ра­ба­ты­вать звук все­ми не­об­хо­ди­мы­ми сред­ст­ва­ми, вклю­чая эк­ва­ли­за­цию и ре­вер­бе­ра­цию. Мы не ре­ко­мен­ду­ем при­ме­нять вто­рой спо­соб тем, кто не об­ла­да­ет дос­та­точ­ным прак­ти­че­ским опы­том по­доб­ной за­пи­си. Хо­тя, с дру­гой сто­ро­ны, от­ку­да вы возь­ме­те прак­ти­че­ский опыт за­пи­си по­доб­ным спо­со­бом, ес­ли не бу­де­те его при­ме­нять? 



На те­му при­ме­не­ния ди­на­ми­че­ской об­ра­бот­ки при за­пи­си во­ка­ла мож­но сни­мать мно­го­се­рий­ный фильм ужа­сов (на­при­мер, "Сте­пень сжа­тия, 13"), что мы, не­со­мнен­но, еще сде­ла­ем. По­ка что ука­жем лишь са­мые ос­но­вы. Мно­гие во­ка­ли­сты име­ют ди­на­ми­че­ский диа­па­зон боль­ше, чем за­ло­же­но в ак­ком­па­не­мен­те, что при­во­дит к по­сто­ян­ной по­те­ре ба­лан­са (го­лос то вы­пры­ги­ва­ет на пер­вый план, то скры­ва­ет­ся за со­про­во­ж­де­ни­ем). Со­от­вет­ст­вую­щая тех­ни­ка ра­бо­ты с мик­ро­фо­ном (ко­гда во­ка­лист от­да­ля­ет­ся на гром­ких но­тах) по­зво­ля­ет из­бе­гать по­доб­ных про­блем. В про­тив­ном слу­чае их мож­но ре­шить при по­мо­щи ком­прес­со­ра. Ти­пич­ная ус­та­нов­ка для го­ло­са: от­но­ше­ние 3:1 и по­ро­го­вый уро­вень -10 дБ. 


Од­ним из спо­со­бов ре­ше­ния про­бле­мы ши­пя­щих зву­ков яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние де­эс­се­ра или ком­прес­со­ра вме­сте с эк­ва­лай­зе­ром. 


Час­то ис­поль­зу­ет­ся при­ем под на­зва­ни­ем double track (двой­ная до­рож­ка). Это оз­на­ча­ет, что од­на и та же во­каль­ная пар­тия не толь­ко про­пи­сы­ва­ет­ся на не­сколь­ких до­рож­ках, но и вос­про­из­во­дит­ся при све­де­нии с не­сколь­ких до­ро­жек. Та­ким об­ра­зом, звук по­лу­ча­ет­ся бо­лее плот­ным (что осо­бен­но цен­но для вы­со­ких те­но­ров), а за счет не­из­беж­ных не­боль­ших рас­хо­ж­де­ний в рит­ми­ке и вы­со­те то­на про­ис­хо­дит ес­те­ст­вен­ное хо­ру­си­ро­ва­ние. Глав­ное, что­бы пар­тии не слиш­ком от­ли­ча­лись друг от дру­га. Ес­ли во­ка­лист по­сто­ян­но чуть за­вы­ша­ет или за­ни­жа­ет вы­со­ту то­на в те­че­нии всей за­пи­си, мож­но не­мно­го из­ме­нить ско­рость (и со­от­вет­ст­вен­но вы­со­ту то­на) на за­пи­сы­ваю­щем уст­рой­ст­ве, под­стро­ив фо­но­грам­му под ис­пол­ни­те­ля, и не ска­зать ему об этом. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что этот при­ем не ра­бо­та­ет в том слу­чае, ес­ли ак­ком­па­не­мент вос­про­из­во­дит­ся с син­хро­ни­зи­ро­ван­ных MIDI уст­ройств. В этом слу­чае его не­об­хо­ди­мо за­пи­сать на маг­ни­то­фон. И не за­будь­те вер­нуть ско­рость в нор­маль­ное по­ло­же­ние по­сле за­пи­си. 


Не­ко­то­рые маг­ни­то­фо­ны (на­при­мер, Fostex G 16 и Tascam TSR 8) по­зво­ля­ют ус­та­но­вить оп­ре­де­лен­ное зна­че­ние из­ме­не­ния ско­ро­сти и пе­ре­клю­чать­ся ме­ж­ду нор­маль­ной и из­ме­нен­ной ско­ро­стью. Ес­ли ис­пол­ни­тель по­сто­ян­но за­ни­жа­ет кон­цов­ки фраз (по­доб­ный не­дос­та­ток час­то встре­ча­ет­ся), то мож­но по­про­бо­вать вклю­чать по­ни­же­ние ско­ро­сти в кон­це фра­зы. Тех­ни­ка слож­ная, тре­бу­ет тре­ни­ров­ки и уме­ния. 


По­сле­дую­щая об­ра­бот­ка

Ес­ли у вас есть не­сколь­ко сво­бод­ных до­ро­жек мож­но при­ме­нить ме­тод мон­таж­но­го ре­дак­ти­ро­ва­ния. За­пи­ши­те не­сколь­ко пол­ных (от на­ча­ла до кон­ца) во­каль­ных пар­тий, вы­бе­ри­те луч­ший дубль, най­ди­те не­удач­ные мес­та и пе­ре­пи­ши­те вме­сто них удач­ные мес­та с дру­гих дуб­лей. Ес­ли они бы­ли, ко­неч­но. 



Для ре­ше­ния про­блем строя мож­но по­пы­тать­ся об­ра­бо­тать уже за­пи­сан­ную пар­тию. Ес­ли у вас есть про­цес­сор, спо­соб­ный про­из­во­дить сме­ще­ние вы­со­ты то­на (pitch shifter), про­пус­ти­те во­каль­ную до­рож­ку че­рез не­го. При этом не­об­ра­бо­тан­ная до­рож­ка долж­на ос­тать­ся. Ус­та­но­ви­те сме­ще­ние вы­со­ты то­на на тре­буе­мую ве­ли­чи­ну и пе­ре­клю­чай­тесь на об­ра­бо­тан­ный сиг­нал (на­при­мер по­сред­ст­вом за­глу­ше­ния ка­на­лов на мик­ше­ре) в нуж­ных мес­тах. Мож­но за­пи­сать об­ра­бо­тан­ную пар­тию на маг­ни­то­фон и ис­поль­зо­вать мон­таж­ное ре­дак­ти­ро­ва­ние.

Сем­плер пред­ла­га­ет мно­же­ст­во воз­мож­но­стей по об­ра­бот­ке зву­ка, от ко­ле­са из­ме­не­ния вы­со­ты то­на (pitch bend) до функ­ции сме­ще­ния вы­со­ты то­на. Еще боль­ше воз­мож­но­стей вы мо­же­те встре­тить в сис­те­мах за­пи­си на же­ст­кий диск и ком­пь­ю­тер­ных ре­дак­то­рах зву­ка.

Не­ко­то­рые со­ве­ты ско­рее ка­са­ют­ся тех­ни­ки ис­пол­не­ния, чем за­пи­си, но раз­де­лить эти две ве­щи не­воз­мож­но. При не­гром­ком пе­нии лег­че кон­тро­ли­ро­вать строй. Ес­ли го­лос зву­чит слиш­ком туск­ло для дан­ной ве­щи по­про­си­те во­ка­ли­ста улы­бать­ся во вре­мя пе­ния. Вы­гля­дит идио­ти­че­ски, за­то слу­ша­ет­ся хо­ро­шо. 


За­пись в ап­па­рат­ной

Мож­но за­пи­сы­вать го­лос, ус­та­но­вив мик­ро­фон в ап­па­рат­ной (кон­троль­ной) ком­на­те. В до­маш­них сту­ди­ях, ко­гда во­ка­лист час­тень­ко и опе­ра­тор, к то­му же нет изо­ли­ро­ван­но­го во­каль­но­го по­ме­ще­ния, это да­же не­об­хо­ди­мость. Тем не ме­нее, и из­вест­ные ис­пол­ни­те­ли, не мо­гу­щие по­жа­ло­вать­ся на не­дос­та­ток по­ме­ще­ний в соб­ст­вен­ных сту­ди­ях или от­сут­ст­вие пер­со­на­ла, лю­бят петь в ап­па­рат­ной (на­при­мер Peter Gabriel и k. d. lang). 


Ес­ли вы все же управ­ляе­тесь в оди­ноч­ку и с пе­ни­ем и с за­пи­сы­ваю­щим уст­рой­ст­вом, дис­тан­ци­он­ное управ­ле­ние - пер­вей­шая не­об­хо­ди­мость. Для врез­ки при за­пи­си не­пло­хо бы иметь та­кой пе­ре­клю­ча­тель, ко­то­рый мож­но дер­жать в ру­ке и ис­поль­зо­вать, не от­во­ра­чи­вая го­ло­ву от мик­ро­фо­на. Для мо­ни­то­рин­га уров­ня луч­ше иметь пи­ко­вые ин­ди­ка­то­ры с за­держ­кой мак­си­маль­но­го уров­ня. Не за­будь­те ус­та­но­вить мик­ро­фон та­ким об­ра­зом, что­бы ви­деть ин­ди­ка­то­ры. 


И по­след­нее. Ес­ли ни­че­го не по­мо­га­ет для за­пи­си хо­ро­ше­го во­ка­ла, по­ду­май­те: мо­жет сде­лать из этой пес­ни ин­ст­ру­мен­таль­ную ком­по­зи­цию? 




Ка­кую при­ме­нять ком­прес­сию?

По­смот­ри­те на вол­но­вую фор­му за­пи­сан­но­го зву­ка в сво­ей DAW, и оце­ни­те, на­сколь­ко силь­но из­ме­ня­ет­ся уро­вень. Ес­ли име­ют­ся боль­шие ко­ле­ба­ния, то Вы, воз­мож­но, долж­ны ис­поль­зо­вать во вре­мя за­пи­си ком­прес­сию. Но ста­рай­тесь не пе­ре­усерд­ст­во­вать с нею, по­то­му что по­том её уб­рать уже не­воз­мож­но. Обыч­но, я при­дер­жи­ва­юсь от­но­ше­ния 4:1 и на­страи­ваю по­рог так, что­бы на пи­ках по­дав­ле­ние со­став­ля­ло не боль­ше 6dB. Ис­поль­зуй­те бы­ст­рую ата­ку и вре­мя вос­ста­нов­ле­ния око­ло 250 мс (или пе­ре­клю­чи­тесь в ав­то­ма­ти­че­ский ре­жим). Ес­ли в пре­ду­си­ли­те­ле ком­прес­сор не пре­ду­смот­рен, то пи­ши­те го­лос как есть. На ста­дии мик­сдау­на Вы смо­же­те сжать его как угод­но. Будь­те ос­то­рож­ны: чрез­мер­ная ком­прес­сия во вре­мя за­пи­си мо­жет при­вес­ти к плос­ко­му и без­жиз­нен­но­му зву­ку, ко­то­рый прак­ти­че­ски не­воз­мож­но бу­дет «вы­ле­чить». Так­же при­ми­те во вни­ма­ние, что ком­прес­сор под­ни­мет звук ком­на­ты, про­ник­ший в за­пись. Осо­бен­но это бу­дет слыш­но в ти­хих мес­тах. Ес­ли Вы за­пи­сы­ва­ли без ком­прес­со­ра, то, впол­не воз­мож­но, в ис­ход­ных сы­рых тре­ках Вы ни­че­го и не ус­лы­ши­те, но как толь­ко Вы нач­нё­те до­бав­лять ком­прес­сию в про­цес­се мик­сдау­на, тут то она и про­явит свой ха­рак­тер. По­это­му, пре­ж­де чем при­сту­пить не­по­сред­ст­вен­но к за­пи­си, сто­ит с мак­си­маль­ной тща­тель­но­стью по­дой­ти к аку­сти­че­ско­му оформ­ле­нию сво­его по­ме­ще­ния. 
 

Во мно­гих слу­ча­ях, не­ко­то­рые сек­ции пес­ни бы­ва­ют спе­ты гром­че дру­гих (обыч­но это при­пе­вы). Вы мо­же­те за­пи­сать их на раз­ные тре­ки, что об­лег­чит ра­бо­ту по их вза­им­но­му ба­лан­си­ро­ва­нию. Ещё один ва­ри­ант – это за­пи­сать всё на один трек, а по­том пе­ре­не­сти раз­ные сек­ции на от­дель­ные до­рож­ки. Так Вам бу­дет лег­че на­стро­ить их уров­ни и не по­на­до­бит­ся при­бе­гать к ав­то­ма­ти­за­ции. К то­му же, Вы смо­же­те ис­поль­зо­вать для ка­ж­дой та­кой сек­ции свои па­ра­мет­ры ком­прес­сии (или во­об­ще раз­ные ком­прес­со­ры). Во мно­гих слу­ча­ях, бо­лее гром­кие сек­ции ну­ж­да­ют­ся в ком­прес­сии с бо­лее вы­со­ким от­но­ше­ни­ем (осо­бен­но, ес­ли они име­ют мно­го ес­те­ст­вен­ной ди­на­ми­ки).

Бу­дет ра­зум­но, ес­ли во вре­мя за­пи­си ис­поль­зо­вать не очень силь­ную ком­прес­сию. Я пред­по­чи­таю 4:1. Вы лег­ко до­ба­ви­те лю­бое ко­ли­че­ст­во ком­прес­сии на эта­пе мик­сдау­на, но не смо­же­те уда­лить её из уже за­пи­сан­но­го сиг­на­ла. Точ­но так­же, луч­ше от­клю­чать лю­бую до­пол­ни­тель­ную об­ра­бот­ку и эф­фек­ты. 


Хо­тя ком­прес­со­ры мо­гут ком­пен­си­ро­вать мно­гие про­бле­мы с уров­нем, ино­гда по­па­да­ют­ся та­кие сло­ва и фра­зы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся слиш­ком гром­ки­ми или слиш­ком ти­хи­ми, что­бы ком­прес­сор мог их ис­пра­вить. В этом слу­чае, са­мое луч­шее ре­ше­ние – ис­поль­зо­вать ав­то­ма­ти­за­цию уров­ня, и при её по­мо­щи сба­лан­си­ро­вать про­блем­ные мес­та.


Ук­ла­ды­ва­ем во­кал в микс


Что­бы по­лу­чить во­кал, хо­ро­шо си­дя­щий в мик­се, тре­бу­ет­ся со­че­та­ние сле­дую­щих фак­то­ров: пра­виль­ный уро­вень, пра­виль­ный то­наль­ный ба­ланс и пра­виль­ное ок­ру­же­ние. Обыч­но я на­чи­наю с на­строй­ки ком­прес­со­ра и ав­то­ма­ти­за­ции уров­ня. Ес­ли во­ка­лу тре­бу­ет­ся до­ба­вить плот­но­сти, то мож­но по­про­бо­вать по­вы­сить сте­пень ком­прес­сии до 8:1 и за­тем на­стро­ить по­рог так, что­бы в сек­ци­ях со сред­ним уров­нем по­дав­ле­ние со­став­ля­ло 1 – 2dB. Это оз­на­ча­ет, что срав­ни­тель­но ти­хие мес­та ком­прес­сор не за­тро­нет, а гром­кие бу­дут до­воль­но жё­ст­ко при­жа­ты и при­бли­же­ны к сред­не­му уров­ню. Ес­ли в ком­прес­со­ре име­ет­ся ог­ра­ни­чи­тель, в ко­то­ром мож­но пе­ре­клю­чать­ся ме­ж­ду ре­жи­ма­ми Peak или RMS, то вы­бе­ри­те RMS (во мно­гих слу­ча­ях, с во­ка­ла­ми он ра­бо­та­ет луч­ше). 


На ста­дии мик­сдау­на Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать лю­бую ком­прес­сию, ко­то­рая нра­вит­ся. Од­на­ко, в тре­ке мо­гут при­сут­ст­во­вать сло­ва и фра­зы, на­столь­ко гром­кие или ти­хие, что да­же тя­жё­лое сжа­тие не мо­жет спра­вить­ся с ни­ми. В та­ких слу­ча­ях, Вам сле­ду­ет ис­поль­зо­вать ав­то­ма­ти­за­цию, что­бы ре­гу­ли­ро­вать уро­вень в та­ких про­блем­ных мес­тах. 


По­сле это­го оче­редь до­хо­дит до эк­ва­ли­за­ции. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, Вам вряд ли по­на­до­бит­ся ра­ди­каль­ное вме­ша­тель­ст­во, раз­ве что для соз­да­ния спе­ци­аль­но­го эф­фек­та или для уст­ра­не­ния не­ко­то­рых де­фек­тов. Об­щее пра­ви­ло – по­ни­же­ние де­лать уз­ки­ми по­ло­са­ми, по­вы­ше­ние – мак­си­маль­но ши­ро­ки­ми. Ес­ли Вы счи­тае­те, что в го­ло­се при­сут­ст­ву­ют «лиш­ние» час­тот­ные ком­по­нен­ты, то сде­лай­те сле­дую­щее: ус­та­но­ви­те в од­ном из пи­ко­вых фильт­ров мак­си­маль­ное уси­ле­ние и на­строй­те доб­рот­ность око­ло 1,5. По­том про­та­щи­те этот «горб» по все­му диа­па­зо­ну, по­ка не ус­лы­ши­те про­блем­ную час­то­ту. Те­перь Вы мо­же­те вы­ре­зать (умень­шить) её, ис­поль­зуя этот же фильтр, но с бо­лее вы­со­кой доб­рот­но­стью (то есть, сде­лав его на­мно­го уже). Ес­ли в во­ка­ле име­ет­ся не­сколь­ко про­блем­ных час­тот, то под­клю­чи­те до­пол­ни­тель­ные фильт­ры и про­де­лай­те то же са­мое. Ста­рай­тесь ис­поль­зо­вать не очень глу­бо­кие вы­ре­зы, по­сколь­ку чем мень­ше эк­ва­ли­за­ции – тем луч­ше. 



В ка­че­ст­ве до­пол­ни­тель­ных штри­хов, Вы мо­же­те не­мно­го под­нять или, на­обо­рот, по­ни­зить об­ласть 100 – 300 Гц. Сде­лав уси­ле­ние, Вы до­ба­ви­те го­ло­су те­п­ло­ты; сде­лав по­ни­же­ние – убе­рё­те гул­кость. Так­же про­верь­те об­ласть 1 кГц, в ко­то­рой обыч­но со­сре­до­то­че­ны не­при­ят­ные «но­со­вые» при­зву­ки. Ес­ли Вы хо­ти­те до­ба­вить во­ка­лу не­мно­го пре­зен­са – сде­лай­те не­боль­шое по­вы­ше­ние ме­ж­ду 4 и 6 кГц. Ес­ли тре­бу­ет­ся до­ба­вить ощу­ще­ние воз­ду­ха и про­стран­ст­ва, ис­поль­зуй­те очень ши­ро­кое по­вы­ше­ние, со­сре­до­то­чен­ное в об­лас­ти 14 – 16 кГц. Де­лая все эти час­тот­ные ре­гу­ли­ров­ки, не за­бы­вай­те ино­гда вклю­чать об­ход на эк­ва­лай­зе­ре и срав­ни­вать об­ра­бо­тан­ную вер­сию с ори­ги­на­лом. А то уши бы­ст­ро при­вы­ка­ют к но­во­му зву­ча­нию, и, в ре­зуль­та­те, мож­но зай­ти слиш­ком да­ле­ко…


Ес­ли Вы ис­поль­зуе­те ин­ст­ру­мен­ты для вы­сот­ной кор­рек­ции (как Antares Auto-Tune), то са­мые ес­те­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты обыч­но по­лу­ча­ют­ся при дос­та­точ­но мед­лен­ном вре­ме­ни сра­ба­ты­ва­ния. Те па­ра­мет­ры, что пред­ла­га­ют эти пла­ги­ны по умол­ча­нию, ка­жут­ся мне слиш­ком бы­ст­ры­ми, по­сколь­ку я мо­гу ус­лы­шать, как они ра­бо­та­ют. Я счи­таю, что са­мый луч­ший ва­ри­ант – вы­не­сти «кри­вые» сло­ва и фра­зы на от­дель­ный трек, и толь­ко его об­ра­бо­тать питч-кор­рек­то­ром. Это даст Вам наи­бо­лее ес­те­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты. Бэк-во­ка­лы мож­но об­ра­ба­ты­вать бо­лее тя­же­ло, по­сколь­ку все ар­те­фак­ты за­мас­ки­ру­ют­ся в ре­зуль­та­те на­ло­же­ния двух или бо­лее го­ло­сов.

Здесь Вы ви­ди­те не­ко­то­рые па­ра­мет­ры на­строй­ки эк­ва­лай­зе­ра. Уз­кий вы­рез в рай­оне 1,1 кГц умень­ша­ет «но­со­вые» при­зву­ки, а два ши­ро­ких по­вы­ше­ния в об­лас­тях 5 и 17 кГц до­бав­ля­ют пре­зенс и «воз­дух».


На­строй­ка ре­вер­бе­ра­ции и мик­сда­ун

Те­перь ос­та­лось де­ло за ре­вер­бе­ра­ци­ей. Это бо­лее слож­ный во­прос, чем ка­жет­ся на пер­вый взгляд. Для на­ча­ла, не­мно­гие вир­ту­аль­ные ре­вер­бе­ра­то­ры, ра­бо­таю­щие на ре­сур­сах цен­траль­но­го про­цес­со­ра, об­ла­да­ют та­ким же ка­че­ст­вен­ным зву­ком, как ап­па­рат­ные уст­рой­ст­ва или DSP-пла­ги­ны. Де­ло в том, что мно­гие про­из­во­ди­те­ли раз­ра­ба­ты­ва­ют свои пла­ги­ны с при­ори­те­том эко­но­мии ре­сур­сов, а не по выс­ше­му зву­ко­во­му ка­че­ст­ву. Од­на­ко, ес­ли кро­ме native-пла­ги­нов Вы боль­ше ни­че­го не имее­те, то по­ста­рай­тесь най­ти са­мый луч­ший из них с са­мым ка­че­ст­вен­ным ал­го­рит­мом. За­гру­зи­те его в ши­ну по­сы­ла (FX-ка­нал) сво­ей DAW, и ус­та­но­ви­те па­ра­метр DRY\WET на 100%. Так Вы смо­же­те ис­поль­зо­вать один пла­гин для не­сколь­ких тре­ков и сэ­ко­но­ми­те ре­сур­сы цен­траль­но­го про­цес­со­ра. Ес­ли у Вас есть хо­ро­ший ап­па­рат­ный ре­вер­бе­ра­тор, то Вы мо­же­те под­клю­чить его к до­пол­ни­тель­ным вхо­дам и вы­хо­дам зву­ко­вой кар­ты и сде­лать на не­го по­сы­лы с мик­ше­ра сво­ей про­грам­мы. Та­кую улов­ку я час­то ис­поль­зую со сво­им Lexicon MPX550. К при­ме­ру, в Cubase есть спе­ци­аль­ная ши­на для ра­бо­ты с внеш­ни­ми про­цес­со­ра­ми эф­фек­тов.

Ес­ли Вы поль­зуе­тесь пла­ги­на­ми, ра­бо­таю­щи­ми на ре­сур­сах цен­траль­но­го про­цес­со­ра, то по­про­буй­те умень­шить уро­вень ре­вер­бе­ра­ци­он­но­го хво­ста по срав­не­нию с ран­ни­ми от­ра­же­ния­ми. Во мно­гих слу­ча­ях это улуч­ша­ет ка­че­ст­во зву­ча­ния. Кро­ме то­го, не­ко­то­рая пред­за­держ­ка по­мо­жет из­бе­жать за­мут­не­ния во­ка­ла.


Тра­ди­ци­он­но, с во­ка­ла­ми ис­поль­зу­ет­ся лис­то­вая или room-ре­вер­бе­ра­ция. Од­на­ко, ис­поль­зуя фаб­рич­ные пре­се­ты в де­шё­вых ап­па­рат­ных или вир­ту­аль­ных ре­вер­бе­ра­то­рах, Вы час­то за­ме­ти­те, что они за­мут­ня­ют звук ещё до то­го, как про­явит­ся же­лае­мый эф­фект «утол­ще­ния». Од­на хо­ро­шо ра­бо­таю­щая стра­те­гия за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы ис­поль­зо­вать ре­вер­бе­ра­тор, в ко­то­ром мож­но не­за­ви­си­мо на­страи­вать ран­ние от­ра­же­ния и ре­вер­бе­ра­ци­он­ный хвост. По­про­буй­те умень­шить уро­вень хво­ста на 6dB. Ран­ние от­ра­же­ния утол­ща­ют во­каль­ный звук, но при этом не раз­мы­ва­ют его. Умень­шая хвост ре­вер­бе­ра­ции, Вы пре­пят­ст­вуе­те ей за­пол­нить всё зву­ко­вое про­стран­ст­во и со­хра­няе­те во­кал в яс­но­сти. До 100 мс пред­за­держ­ки по­мо­га­ют до­ба­вить глу­би­ну и от­де­лить ре­вер­бе­ра­цию от ос­нов­но­го зву­ка. Ес­ли Вы стре­ми­тесь к субъ­ек­тив­но су­хо­му зву­ку, то мо­же­те ещё боль­ше по­ни­зить уро­вень ре­вер­бе­ра­ци­он­но­го хво­ста. Ес­ли у Вас име­ет­ся ком­мер­че­ская за­пись в по­хо­жем сти­ле, то во вре­мя мик­сдау­на ис­поль­зуе­те её в ка­че­ст­ве об­раз­ца. Это по­мо­жет срав­нить об­щую то­наль­ность и па­ра­мет­ры на­строй­ки ре­вер­бе­ра­ции.   



Ес­ли Вы счи­тае­те, что микс уже го­тов, то про­де­лай­те сле­дую­щий тест: вклю­чи­те вос­про­из­ве­де­ние, вый­ди­те из сту­дии и слу­шай­те сна­ру­жи с от­кры­той две­рью. Во­кал дол­жен быть гром­ким и от­чёт­ли­вым – но не на­столь­ко гром­ким, что­бы ка­зать­ся при­ле­п­лен­ной свер­ху над­строй­кой. Обыч­но Вам по­тре­бу­ет­ся та­кое ко­ли­че­ст­во ре­вер­бе­ра­ции, ко­то­рое даст ощу­ще­ние, что во­кал за­пи­сан в том же са­мом аку­сти­че­ском мес­те (про­стран­ст­ве), что и ос­таль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Про­слу­ши­ва­ние мик­са за пре­де­ла­ми ком­на­ты – это пре­крас­ный спо­соб оце­нить ба­ланс. Про­бле­мы, ко­то­рые не за­мет­ны ко­гда Вы си­ди­те за мо­ни­то­ра­ми, сра­зу же ста­нут яв­ны­ми, сто­ит толь­ко вый­ти из сту­дии. Бу­дет не­пло­хо, ес­ли Вы за­пи­ши­те ком­пакт-диск и по­слу­шае­те его в ус­ло­ви­ях раз­лич­но­го аку­сти­че­ско­го ок­ру­же­ния – в ма­ши­не, на до­маш­ней сте­рео­сис­те­ме, на бум­бок­се или в клу­бе. Это по­мо­жет вы­явить про­бле­мы и не­сты­ков­ки, ко­то­рые не за­мет­ны на мо­ни­то­рах.





Комментариев нет:

Отправить комментарий