TRANSLATE

четверг, 7 июля 2016 г.

Что еще нужно обсуждать при подписании контракта?

Что еще нужно обсуждать при подписании контракта?


«Сколько?» и «Как долго?» «Сколько» не подразумевает гонорар, который мы уже обсудили, а скорее число альбомов, которые вы должны записать. «Как долго» звучит довольно понятно, но в последние годы содержание изменилось.

Платить или играть

Знали ли вы, что большинство звукозаписывающих контрактов не требует, чтобы компания занималась записью музыки? Это правда не только для новых артистов, но и для артистов среднего уровня и даже суперзвезд. Почти все контракты содержат положение, по которому компания вместо записи альбома может просто выплатить артисту сумму денег, равную (в первом наброске их соглашения) минимальной шкале союза на альбом или (после переговоров) разнице между фондом на запись и расходами на прошлый альбом, или другую, ранее обговоренную сумму. Это называется положением «платить или играть», что означает, что звукозаписывающая компания имеет право либо позволить вам «играть вашу музыку», либо «расплатиться с вами».

Кроме того, что вам придется выбивать из компании большую часть денег по положению «записывайте или расплачивайтесь», удостоверьтесь, что, когда они с вами расплатились, сделка закончена. Это положение нетрудно вставить в контракт, но оно есть не в каждом соглашении, а без него компания может держаться за вас, не делая записей. (Если они не хотят ваших песен, то, вероятно, не захотят видеть и вас. Но подстрахуйтесь и добавьте данное положение для уверенности.)

Опции

Контракты на запись музыки традиционно составляются компанией так, чтобы у компании было как можно меньше обязательств, но она сохраняет за собой право получить возможно большее количество продукта. Например, компания может обязаться записать один альбом артиста и иметь право требовать еще четыре или пять альбомов, на выбор компании. Альбомы, которые компания обязана записать, называются твердыми альбомами. Другие называются дополнительными альбомами.

Опции в контрактах с новыми артистами

С новыми артистами компании любят подписывать контракт только на один альбом, иногда на два-три образца. Однако они настаивают на праве получить все пять или шесть альбомов на всем протяжении контракта. В последние годы ситуация улучшилась: компании обычно настаивают на праве записывать восемь-десять альбомов.

Дополнительным альбомом может быть один в период записи второго и третьего альбома, но потом я настаиваю, чтобы компания сделала по крайней мерс два альбома сразу (или больше). Другими словами, компания может нс принимать участия в соглашении после второго или, может быть, третьего альбома, но если контракт продолжается и по прошествии этого времени, то компания должна сделать и четвертый, и пятый альбомы, прежде чем перестанет принимать участие в записи. (Если остался один лишний альбом в конце, они, конечно, должны сделать его.)

Другая тенденция в последние годы: компании обязуются сделать два альбома в начале контракта (они называются два твердых), но имеют право выйти из контракта, если первый альбом потерпел неудачу. 

Например, если первый альбом продастся тиражом менее 150 тыс. копий в США, то компания больше нс обязана создавать второй альбом. Иначе говоря, второй альбом на самом деле дополнительный, но компания должна выполнить свои обязательства по созданию второго альбома, если первый альбом продается тиражом более 150 тыс. копий.

Как мы скоро рассмотрим, я говорю здесь о количестве недавно записанных студийных альбомов. Сюда нс входят «живые» альбомы и альбомы лучших хитов (см. раздел 10) и все такое.

Фермерские команды

В бейсболе, когда вы нс готовы играть в высших лигах, вас отправляют в команду низшей лиги, которая называется фермерской командой. Все главные команды имеют дочерние фермерские команды (названы так потому, что в них «выращивают» игроков). В этих дочерних командах тренеры наблюдают за вами в реальных игровых ситуациях, и как только вы начинаете довольно хорошо играть, вас переводят в высшую лигу.

За многие годы звукозаписывающие компании разработали аналогичную систему. Их дочерние команды называются демоконтрактами. Согласно этим контрактам звукозаписывающая компания тратит определенную сумму (примерно S10 тыс.) на вас, чтобы вы пошли в студию и сделали демозапись. «Демо» — сокращение от «демонстрационная запись», которая меньше полноценного образца, но даст компании представление о том, как вы будете звучать в профессиональной записи. Они слушают демо и решают, подписывать ли с вами полноценный контракт. Если да, то с вами будут проводиться переговоры о контракте.

Следующий шаг — контракт на развитие. Это, по существу, то же, что и демо-контракт, но компания тратит на вас больше денег — примерно $50 тыс. Иногда по контрактам на развитие компания записывает парочку готовых образцов. Когда запись сделана, компания ее прослушивает и решает, хотят ли они вас продвигать. В отличие от демо-контрактов, контракт на запись обговаривается заранее.

Опции в контрактах с артистами среднего уровня и суперзвезд

С артистом среднего уровня или артистом, за которого идет война, компания обычно обязуется создать два твердых альбома и получает дополнительные опции на один или два альбома. Редко компания не имеет права по крайней мере на четыре альбома артиста такого уровня, а пять — это норма. На уровне суперзвезд возможны контракты только на три альбома, хотя норма — четыре, два или три из которых твердые. Некоторые артисты (например, группы Eagles и Дэвид Боуи) заключили контракты только на один альбом, но это редкость.

Опции не выгодны для вас

Я помню, как моя подруга из средней школы, ликуя, однажды подошла ко мне и сказала, что подписала «контракт на десять альбомов» со звукозаписывающей компанией Capitol Records. В действительности это оказалась сделка только на один сингл, а моя подруга просто предоставила Capitol право требовать до десяти альбомов. 

Моя подруга «исчезла в темноте» после первого сингла, но ее реакция была обычной. Многие артисты все еще думают, что опции (право выбора) компании для них выгодны (в конце концов, цифры такие большие!), но на самом деле это не так. Если вы неудачник, то никогда не увидите денег; если добились успеха, то получите меньше денег, чем заслуживаете. Итак, учитесь думать об опциях только как о шансе для звукозаписывающей компании получить доход от вашей сделки. Они никогда не выгодны вам.

Добиваемся лучших опций

Несмотря на мою возвышенную речь, в реальности от опций не могут избавиться артисты всех уровней, кроме звезд, так как традиция музыкальной индустрии слишком прочна, чтобы ее разрушить. Но поскольку вы даете компании шанс нс работать с вами после первого или второго альбома (другими словами, защититься от провала), думаю, вы должны получить больше благ, если продолжите с ними работать. Это можно сделать двумя способами.

Гонорар. За дополнительные альбомы вы должны получать повышенные гонорары. Обычно повышение составляет 0,5-1% как вашей базовой ставки, так и любой увеличенной ставки. Например, недавно я заключил контракт артиста среднего уровня, который выглядит так:






Согласно этому контракту если объем продаж какого-то альбома достиг определенного уровня, то следующий альбом будет начинаться с этого уровня. Например, если первый альбом был продан тиражом 2 млн копий, то гонорар за второй альбом начнется с 18%, затем повысится еще на 0,5 пункта при продаже 500 тыс. копий и т.д. Однако есть верхний предел 19% на валовый размер гонорара, независимо от объема продаж.

Фонды. Вы должны также получить увеличенные фонды на запись за дополнительные альбомы. В разделе 9 есть пример контракта нового артиста. Ниже даны цифры из контракта с артистом среднего уровня.






Срок действия

То, как долго компания держит вас по соглашению, называется сроком действия вашего контракта. Контракты на запись песен обычно длятся один год, с опциями на продление на год. Эти сегменты контракта называются периодами, например, начальный период (первый год), период первой опции и т.д. Обычно артист обязан был приносить в компанию два альбома каждый период (каждый год). Это работало замечательно в те дни, когда записи выпускались как блины, так как большую часть времени артисты просто выступали, пели, потом возвращались на пляж. Как мы уже сказали, в тс дни было просто сделать альбом за две недели (три, если артист был звездой). Но все это кануло в Лету вместе с динозаврами.

Каждый контракт — это исторический урок, и положения контрактов о сроке их действия имеют особенно красочное прошлое. За каждым пунктом контракта стоит история, которая заканчивается так: «В следующем контракте я собираюсь использовать такие формулировки, чтобы меня не накололи». И раскрытие этих фрагментов истории может быть забавным, поэтому давайте взглянем на них.

Время на создание альбомов

По мере того, как артист совершенствуется в творчестве, на создание альбомов уходит все больше времени. В самом деле, чем успешнее артист, тем дольше (за редкими исключениями) процесс записи его альбома. Сегодня никого не удивляет, что звезды тратят на запись альбома годы (да и певцы любого уровня). На это много разумных причин: если альбом успешен, вам придется ехать в туры и продвигать его, и значит, вы не можете быть в студни. Фактически чем успешнее альбом, тем дольше вы его будете раскручивать и гастролировать с ним, а звукозаписывающая компания даже нс захочет начинать запись следующего альбома.

Однако во многих случаях нет такой благородной причины. Я убежден (но не могу доказать), что одна из причин большого перерыва в записи альбомов в том, что артисты, особенно успешные, побаиваются выпускать следующий альбом. Когда он будет выпущен, они узнают, пользуется ли он таким же успехом, как предыдущий альбом; а до тех пор это только размышление и запись нс делается. Так, артисты продолжают настраиваться, перезаписываться, размышлять, думать и т.д. 

Интересно, что первый альбом может создаваться десять и более лет. Потому что певец накапливал песни долгое время, прежде чем заключил контракт на их запись, и имел огромный каталог, из которого можно было выбрать песни для первого альбома. Однако, когда артист начинает делать второй альбом, все «сливки уже собраны», и возникает проблема накопления нового материала или второй раз приходится записывать нечто похожее. И этот процесс сегодня занимает год-два, в отличие от неограниченного времени, в течение которого делался первый альбом. Так, артист испытывает на себе большее давление.

Звукозаписывающие компании решили эту проблему несвоевременной поставки альбомов, получив право продлевать срок соглашения, если альбом нс был сделан вовремя. Другими словами, если альбом задержан на шесть месяцев, то срок контракт (один год) продлевается еще на шесть месяцев. Это работало блестяще до тех пор, пока Оливия Ньютон-Джон не подала в суд на компанию MCA Records, требуя прекращения своего контракта. Она настаивала, что ее контракт должен быть ограничен количеством лет, указанным в контракте, без всяких продлений. 

Другими словами, поскольку ее контракт был заключен на два года с тремя опциями по одному году (в общем, пять лет), она оспаривала право MCA продлить сделку на срок более пяти лет, начиная с даты вступления ее в силу, даже в том случае, если певица не предоставит компании все альбомы, которые обязана. Ко всеобщему удивлению, суд (нечто вроде того) согласился. Он сократил длительность судебного запрета MCA (положения о том, что она нс может записываться в другой компании) на пять лет, но нс позволил продлевать ее контракт. Я говорю «нечто вроде суда», так как пять лет еще не истекли на момент рассмотрения дела, и суд технически не разбирал дело в полной мере. Несмотря на это, язык дела был достаточно строгим, чтобы заставить нервничать все компании,и этот случай навсегда изменил порядок составления контрактов на запись музыки.

Сегодня в контрактах на запись не указаны конкретные сроки. Вместо этого говорится, что каждый период заканчивается в срок от шести до девяти месяцев после поставки последнего обязательного в данный период альбома, но он нс может быть меньше указанного минимума (например, 18 месяцев). Например, если вы должны сделать два альбома, то период может начаться с подписания контракта и закончиться через шесть месяцев после поставки второго альбома, но не раньше, чем через 18 месяцев после подписания.

Эта формулировка чудесно решает проблему Оливии Ньютон-Джон, но компании должны были добавить дополнительные положения, чтобы разобраться с еще одним маленьким фрагментом. В 1970 г. Дино Мартин подписал соглашение с Warner Bros. Records. Соглашение было необычным на то время (хотя сегодня это норма), потому что его срок продолжался до поставки всех альбомов. Примерно шесть лет спустя, когда о Дино забыли, он пришел в компанию и заявил, что собирается записывать новый альбом (за который он ожидал значительную сумму, указанную в контракте). 

Это встревожило Warner, так как звезда Мартина не была уже такой яркой, как при подписании первого контракта, и в компании начали искать выход из положения. Дино подал в суд. В конце концов дело было улажено, но это преподнесло компании урок: контракты не должны быть привязаны только к поставке альбомов, иначе контракты будут действовать вечно. Соответственно, теперь вы можете найти положение о том, что если артист не принес в компанию альбом в течение определенного периода времени после поставки предыдущего альбома (обычно 12-18 месяцев, в зависимости от умения торговаться), то компания может выйти из сделки.

Можно вспомнить историю с Франком Заппой. Придираясь к нашим друзьям из компании Warner Bros. Records, мистер Заппа появился однажды в компании с четырьмя альбомами подмышкой. Он сказал, что принес весь оставшийся продукт в соответствии с контрактом и потому свободен подписывать контракт с любой другой компанией. Как вы понимаете, реакция компании была такой же, как в случае с мистером Мартином.


Урок Заппы усвоен следующим образом: нельзя начать новый альбом, пока нс завершена работа над предыдущим альбомом, новый альбом нс может быть принесен раньше шести месяцев после поставки предыдущего альбома. Записывающие компании обоснованно заявляют, что нс должны выпускать два альбома одновременно, поскольку: они не могут раскручивать и продавать два альбома одновременно; если они поставят альбом на полку, чтобы выпустить его потом, он может устареть (в рамках требований музыкального бизнеса, который, если вы еще не заметили, меняется ежечасно) на момент его выхода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий