TRANSLATE
суббота, 4 ноября 2017 г.
Издатель: “Вы умеете писать песни, а я — делать бизнес».
Издатель: “Вы умеете писать песни, а я — делать бизнес».
Издательское Дело
Сейчас, когда вы разбираетесь в
авторских правах, понять, как работает издательское дело, довольно легко.
Что делает издатель?
Как автор песен вы можете
интересоваться бизнесом, но ваши таланты лучше проявляются в создании песен.
Однако кто-то должен позаботиться о бизнесе, так и появилась издательская
деятельность.
Издатель говорит автору песни
примерно следующее: «Присаживайтесь, дорогой. Красивая рубашка. У вас
великолепный вкус».
Издатель наклоняется вперёд,
грохоча золотыми цепями на шее. «Вы умный парень, итак, вы получите это. Вы
умеете писать песни, а я — делать бизнес. Давайте заключим такую сделку: вы
передадите мне авторские права на вашу песню, а я займусь бизнесом — найду
людей, которые будут использовать вашу песню, буду выдавать им лицензии и
следить, чтобы они вам платили. Потом мы поделим доходы между собой. Просто, не
так ли? А сейчас подпишите это совершенно стандартное соглашение. Вот на этой
строчке. Хотите сигару?»
Администрирование
ОК, я самоуверенный всезнайка. Но
эти принципы — основа издательского бизнеса.
Права, которые только что описал
издатель, — найти пользователей, выдать лицензии, собрать деньги и выплатить их
автору — известны как административные права. Когда издатель заключает с
автором песни стандартный контракт, он принимает на себя обязательства делать
все это, и таким образом осуществляет администрирование композиций. Автор песни
передаёт авторские права на песню 1сздателю (хотя, как мы обсудим позже, авторы
редко передают издателю 100% авторских прав и редко передают их навсегда).
Права передаются следующим образом (рис. 10).
Традиционно издатель делит весь
доход 50/50 с автором (за исключением гонораров за исполнение и публикации
музыки в виде нот, обсудим это позже). В 50% издателя входят накладные расходы
(офис, персонал и т.д.) и прибыль. Доля каждого доллара, предназначенная
издателю, известна под «оригинальным» названием — доля издателя. Другая доля
имеет такое же «оригинальное» название — доля автора (рис. 11).
Издатели — от сотворения мира до наших дней...
Вернёмся из нашего века в 1940-е
гг., когда издатели были самыми влиятельными людьми в музыкальной индустрии.
(Слышали когда-нибудь о Тин-Пэн-Эллей [Аллее жестяных кастрюль]? Это место, где
располагались издатели.) В те дни большинство певцов не сочиняли песен, поэтому
они (и их звукозаписывающие компании) находились во власти издателей, которые
контролировали главных авторов песен.
Помните: никто не может использовать
песню в первый раз без разрешения издателя. Издатели решали, какой артист будет
«благословлён» на запись новой работы. Из-за того, что у издателей было много
власти, автору песни было трудно и даже невозможно эксплуатировать свои работы,
если за ним не стоял крупный издатель.
Сегодня влияние издателей
сохраняется, но их роль изменилась. Некоторые издатели «творческие» в том смысле,
что они сводят своих авторов вместе с другими авторами, помогают им работать
совместно, находят артистов и наоборот и т.д. Они также используют своё
влияние, чтобы помочь авторам песен заключить контракт на звукозапись,
продвигают их записи после их создания и т.д. Другие издатели похожи на
банкиров: подсчитывают, сколько заработают на конкретном контракте, и тратят
часть этой суммы на покупку прав. От этих людей вы вправе ожидать не более чем
заключения своеобразного пари на будущий доход.
Как бы то ни было, реальность
такова: сегодня у издателей не так много контрактов с авторами. Потому что
многие известные авторы песен самостоятельно занимаются издательским делом (они
никому не передают свои авторские права и, возможно, нанимают кого-то для
выполнения канцелярских функций администрирования). Видите ли, как только автор
песен становится известным, он или она могут добраться до артиста так же легко,
как издатель, а может, и легче (в поиске материала артисты часто звонят
известным авторам напрямую). Кроме того, все больше артистов сами пишут песни,
поэтому им не нужен издатель.
Механизм издательского дела
В издательской компании меньше
составляющих, чем в звукозаписывающей компании. Необходимы люди на следующие
позиции (некоторые функции может исполнять один человек).
1.Администратор — для регистрации
авторских прав, выдачи лицензий, сбора денег, выплаты гонораров авторам и
соиздателям и т.д.
2.«Песенный агент» — чтобы
добиваться записи песен.
3.Творческий человек — чтобы
находить авторов, работать над их материалом, сводить их с соавторами и т.д.
Если издательская компания не имеет контрактов с авторами, которые поставляли
бы новые песни (другими словами, она только администрирует существующие песни),
эта функция не нужна.
Таким образом, в отличие от
звукозаписывающего бизнеса, гадателям не требуется большой капитал. Издателям
не нужен большой штат сотрудников (если вы не хотите быть огромной компанией),
нет необходимости в дорогой дистрибьюторской сети, не нужны склады, инвентарь и
т.д., необходимые для записей (так как вы имеете дело с неосязаемыми вещами). В
самом деле, есть индустриальный термин «карманный издатель», который относится
к одному человеку-издателю, предоставляющему административную помощь.
Типы издателей
По этой причине в издательском
бизнесе много небольших игроков, в нем гораздо меньше крупных компаний, чем в
звукозаписывающем бизнесе. Есть, конечно, мегатонные издательские компании
(Warner/Chappell и EMI, которые проводят операции по всему миру и зарабатывают
миллионы долларов в год), но на их фоне работают сотни мелких. Рассмотрим
разные типы гадателей.
900-фунтовые гориллы. Крупные компании, большинство из которых
являются филиалами звукозаписывающих или кинокомпаний. Примеры: Warner/Chappell, EMI, Universal, BMG, Sony
MTV, Famous Music (ею владеет Paramount Communications, Inc.) и др. Масштаб их существенно различается. EMI и Warner/Chappell —
точно 900-футовые, a Universal, BMG и Sony ближе к 600 фунтам.
Крупные филиалы — независимые издательские компании с полным штатом
профессионалов, которыми управляют крупные звукозаписывающие компании.
Компанией Quincy Jones Publishing управляет Warner/Chappell. Можно привести
сотни более мелких примеров. Принадлежность филиала к крупной звукозаписывающей
компании может распространяться на весь мир или только на определённые
территории. Например, издатель может быть филиалом крупной компании для США, но
иметь отдельные контракты с другими издателями на остальных территориях.
Автономные (мой термин, заимствованный из кабельного телевидения) —
компания, которая не является филиалом крупной компании, а сама ведёт свои
дела. Другими словами, она сама получает оплату, производит расчёты и т.д.
Однако за рубежом она может работать под руководством крупной компании. Примеры
автономных компаний — Peer и Bug.
Авторы-издатели. Многие авторы сами ведут свои издательские дела.
Примеры — известные авторы, которым не нужен гадатель, потому что люди
постоянно выпрашивают у них песни, и авторы-исполнители, которые записывают
свои собственные работы. Фактически, если вы автор-исполнитель, который не отдаёт
свой материал другому артисту (например, рэп, джаз или хеви-металл), расстаться
с издательской деятельностью можно в том случае, если вам нужны деньги (или вы
хотите деньги) вперёд. Вы можете нанять людей относительно дёшево, и они будут
управлять вашими делами. (Если ваше издательское дело действительно приносит
много денег, вы можете нанять кого-то на почасовой основе или за зарплату.)
Издательская деятельность не
требует значительных первоначальных капиталовложений, но это не значит, что она
примитивна. Так, вы должны проверять своего издателя тщательно. Разница между
хорошим издателем и неквалифицированным может много значить для вашего
кошелька. Например, хороший гадатель знает, сколько денег просить за разные
лицензии и где искать «спрятанные» деньги (позже расскажу, как деньга за
рубежом пропадают, когда никто не требует их возврата правильно). Плохие
гадатели могут потерять деньга, поскольку не проявят инициативу.
Неопытный
издатель, которым руководит крупная компания, гораздо лучше, чем неопытный
издатель, работающий на свой страх и риск. Однако крупная компания будет меньше
заботиться о песнях независимого издателя, чем о своих. Кроме того, крупный гадатель
имеет тысячи авторских прав, поэтому ваш контракт может оказаться в долгом
ящике. Но хороший независимый издатель, который работает с крупной компанией,
может сделать больше для вас, чем сама компания, если вы подписали контракт
напрямую с крупной компанией. Если у издателя достаточно влияния, чтобы
защитить ваши интересы в любой ситуации (и свои), он поможет вам не затеряться
в толпе.
Источники Дохода
Теперь посмотрим, какие деньги
собирает издатель. Начну с дохода издательства, а не с гонорара автора песен,
потому что автор получает процент от дохода издательства.
Большую часть доходов приносят
механические гонорары и гонорары за исполнение. Исследуем их.
Механический Гонорар
Как мы обсудили, механический
гонорар — это деньги, выплачиваемые звукозаписывающей компанией за право
использовать песню в записях. Издатель выдаёт звукозаписывающей компании
лицензию, в которой говорится, что за каждую запись, произведённую и распространённую,
звукозаписывающая компания будет платить гонорар, выраженный определённой
денежной суммой. Часто этот гонорар привязан к установленному законом тарифу, и
если растёт этот тариф, то растёт и гонорар. Однако гонорар может быть привязан
к текущему тарифу, установленному законом, в этом случае при росте тарифа
гонорар не растёт. Это вероятнее в случае автора-исполнителя (о причинах
позже).
Фиксированный гонорар может
полностью соответствовать тарифу, установленному по закону, а может быть
выражен в процентах от него. Если выражен в процентах — называется ставкой,
т.е. механический гонорар меньше тарифа по закону. Компании просят ставку
(обычно 75% тарифа по закону) на записи, продаваемые по средней цене, или на
сборники. Звукозаписывающие компании часто требуют ставку 50-66,66% на
бюджетные записи. Артисты просят ставку, если у них слишком много песен в
альбоме, чтобы платить всем полную цену, как мы увидим позже (в разговоре об
условиях контролируемых композиций).
Для сборников — если
звукозаписывающая компания хочет «ставку», она может предложить выплатить часть
гонорара авансом, т.е. издатель получает меньше, но быстрее. Например,
звукозаписывающая компания может предложить оплатить авансом 50 тыс. копий
записи, но издатель должен согласиться на 75% от тарифа по закону. Когда мы
будем обсуждать положения о механических гонорарах в контрактах на звукозапись,
вы увидите, что звукозаписывающие компании регулярно просят артистов на всех
уровнях выдавать лицензии по ставке ниже тарифа по закону. Суперзвезды обычно
не соглашаются, а артистов среднего уровня и новичков компании уговаривают.
Канада
Нет обязательного механического
гонорара в Канаде. Вместо этого есть контрактное соглашение между Канадской
ассоциацией звукозаписывающих компаний и несколькими крупными издателями,
устанавливающее «ставку гонорара в музыкальной индустрии». В настоящее время
она составляет 8,5 цента за первые пять минут песни плюс 1,7 цента за каждую
дополнительную минуту или фрагмент (все в канадских пенсах). Эта ставка
периодически пересматривается (с учётом инфляции).
Звукозаписывающие компании,
которые не могут себя сдержать, пытаются дать артистам 0,75 от этой ставки.
Harry Fox и CMRRA
Две крупные организации с
удовольствием выдают механические лицензии издателям — Harry Fox Agency (самая
крупная в США организация такого рода) и ее канадский аналог CMRRA, сокращенно
от Canadian Mechanical Rights Reproduction Agency. (Периодически появляются
конкуренты, но никто из них серьёзно не преуспел.) По существу, эти организации
выступают как агенты издателя в получении им гонорара. Они выдают лицензии на
механический гонорар издателю, контролируют выплаты и производят расчёты. За
эти услуги Harry Fox в настоящее время взимает 6,75% от всех собранных денег, a
CMRRA — 6%.
Fox и CMMRA периодически проводят
аудит звукозаписывающих компаний от лица своих клиентов, а затем распределяют
полученные по результат там аудита деньги среди своих клиентов пропорционально
их гонорарам. Это особенно важно для маленького издателя, так как затраты на
аудит им не по карману. (На момент написания этой книги типичный издательский
аудит может стоить S15 тыс. - 25 тыс. или больше, и если предполагается, что
вырученные деньги не будут превышать в несколько раз эту сумму, то аудит не
выгоден с экономической точки зрения.)
Вас может удивить, что многие
средние и крупные издатели пользуются услугами Fox и CMRRA, потому что им
обойдется дороже нанять сотрудников, которые будут выдавать лицензии и
контролировать выплаты.
Бухгалтерские расчёты
В отличие от контрактов на
звукозапись, издатели получают деньга ежеквартально, т. е. четыре раза в год.
Им обычно платят в течение 60-90 дней после закрытия каждого календарного
квартала, т. е. в течение 60-90 дней после каждого 31 марта, 30 июня, 30
сентября и 31 декабря.
Резервы
В отчётах по механическим
гонорарам, составленных для издателей, звукозаписывающие компании оставляют
гораздо большие резервы, чем в отчётах для артистов о гонорарах за звукозапись.
И я подразумеваю гораздо большие.
Издательские резервы могут быть в
пределах 50-70% заработанных денег, в отличие от 30-50% гонорара за записи.
Почему такая огромная сумма?
Помните, мы обсуждали, что резервы защищают компанию от избыточной поставки
(т.е. поставить больше записей, чем компания может продать). Если компания
поставляет слишком много записей и потому переплачивает издателю, единственный
способ вернуть деньги — компенсировать излишек из будущих гонораров за эту
конкретную композицию. Это отличается от переплаты гонорара за запись, когда
вычеты можно произвести из гонорара за любые записи.
Предположим, издатель выдаёт две
лицензии одной звукозаписывающей компании — одну на Песню А, другую на Песню В
(песни написаны разными авторами). Если звукозаписывающая компания
переплачивает за Песню А, она не имеет права возместить эту сумму из гонорара
за Песню В. Причина в том, что, хотя переплата была сделана одному издателю, но
это разные песни разных авторов. Это не происходит с артистом, если
звукозаписывающая компания переплачивает за первый альбом, она может взять
излишек из гонорара за второй, третий, четвёртый и более поздние альбомы
(потому что компания имеет дело с одним и тем же артистом и одним счётом
гонорара). Соответственно, звукозаписывающая компания может оставить меньшие
резервы в сделках на звукозапись, чем в сделках на издательские лицензии,
потому что у неё больше способов вернуть переплаченную сумму.
пятница, 3 ноября 2017 г.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
Чтобы понять эту область, сначала
объясню, что такое «механические авторские гонорары».
Механические авторские гонорары
Термин «механический авторский
гонорар» появился в Акте об авторских правах от 1909 г. и был связан с оплатой
устройств, «предназначенных для механического воспроизведения звука». Хотя
устройства не воспроизводят звук «механически» с 1940-х гг., название
закрепилось, и деньги, выплачиваемые владельцам авторских прав за производство
и распространение записей, все ещё называют «механический авторский гонорар».
Права воспроизводить мелодии в записях называют механическими правами.
Понятие «обязательная лицензия на
механические права» появилось в связи с беспокойством Конгресса о том, что
музыкальная индустрия может превратиться в гигантскую монополию (мы все ещё
можем се сделать). Желание помешать владельцам авторских прав контролировать
мир привело к появлению обязательных лицензий на записи — миссия выполняется
превосходно. Как только работа записана и выпущена для публики, издатель обязан
выдать лицензию любому, кто хочет использовать ее в записях. Посмотрим
подробнее.
Обязательные механические лицензии
Положение об обязательных
механических лицензиях на музыкальное произведение фигурирует в разделе 115
Акта об авторских правах и гласит, что, как только песня была записана и
выпущена для публики, владелец авторских прав должен лицензировать ее: а)
любому, кто хочет использовать ее в фоно записи (это определённый термин в Акте
об авторских правах); б) за конкретную плату, установленную законом (подробнее
об этом позже). Однако владелец должен выдать обязательную лицензию только в
том случае, если:
•песня — недраматическое
музыкальное произведение;
•она была записана раньше;
•первая запись была
распространена публично в фоно записях;
•ваша запись не меняет основную
мелодию или фундаментальный характер произведения;
•вы будете использовать
музыкальное произведение только в фоно записях.
Если все эти условия соблюдены,
то можно получить обязательную лицензию. Рассмотрим их отдельно.
Не драматическое музыкальное
произведение. Чтобы получить обязательную лицензию, песня должна быть
не драматической музыкальной композицией. Непонятно, что такое «драматическая»
музыкальная композиция, но это, вероятно, песня, использованная в опере или
мюзикле, т.е. песня, которая помогает рассказать какую-то историю.
Предварительно записана. Вы не
можете получить обязательную лицензию на самую первую запись работы. Закон
разрешает владельцу контролировать, кто получит ее первым, что известно, как
первое использование. Как только песня записана, любой может получить
обязательную лицензию, если первая запись была авторизована владельцем
авторских прав. Когда кто-то крадёт и записывает песню — это не повод выдавать
обязательную лицензию. Публичное распространение. Первая запись должна быть
распространена для публики. Это закрывает лазейку в прежнем законе, и, конечно,
в высшей степени логично. 1 Достаточно, чтобы издатель разрешил сделать запись.
Она должна быть распространена.
Без значительных изменений. Когда
вы получаете обязательную лицензию, вам разрешается аранжировать песню так,
чтобы она «соответствовала стилю или характеру интерпретации исполнения» (при
желают подробнее см. раздел 115 (а) (2) Акта об авторских правах). Однако вы не
можете изменить основную мелодию или основной характер работы. Так. вы не
можете написать новые слова к песне или добавить другую мелодию.
Использование фоно записи.
Обязательная лицензия распространяется только на фоно записи, которые
определяются в Акте об авторских правах исключительно как аудиозаписи. Это
определение было самым замечательным достижением издателей при лоббировании Акта
об авторских правах от 1976 г., потому что оно исключало устройства для
домашнего просмотра видеозаписей из определения фоно записей. Это значит, что
нет обязательных лицензий на домашнее видео. В результате кинокомпании должны
вести переговоры с каждым владельцем авторских прав (издателем) на
использование песни в домашних видеороликах, и владельцы могут требовать любых
денег за это. Подробнее о том, как это делается, в разделе об издательском
деле.
В 1995 г. Акт об авторских правах
был пересмотрен: введено положение, что обязательные механические лицензии
применяются к ПЦФ, что означает поставка цифровых фоно записей (скачивание
песни из П\те5). Более точно ПЦФ определяется в разделе 115 (с1) как «поставка фоно
записи при помощи цифровой передачи звукозаписи, которая приводит к особым
образом распознаваемой репродукции».
Если все вышеперечисленные
условия соблюдены, тогда каждый, кто хочет использовать песню в фоно записях,
может сделать это, просто заполнив определённые заявления и заплатив
фиксированную сумму за одну запись. Эта сумма называется тариф по закону
(установлен Актом об авторских правах), и история ее довольно странная. Тариф
составлял 2 цента в 1909-1976 гг. (в те годы инфляции не было, но лоббисты
интересов звукозаписывающих компаний существовали). Акт об авторских правах от
1976 г. повысил тариф до 2,75 цента и предоставил Совету по авторским правам
возможность изменять тариф. В настоящее время тариф выше: 9,1 цента или 1,75
цента за минуту звучания или фрагмент. Таким образом, если песня звучит пять
минут или меньше, тариф составит 9,1 цента. Но если песня звучит более пяти
минут (даже на секунду' или две), но не дольше шести минут, тариф составляет
10,5 цента (1,75 х 6 - 10,5). Если песня длится более шести минут, но не более
семи, то тариф составит- 12,25 цента (1,75 х на 7 = 12,25), и т.д.
Нужно отдать должное Конгрессу'—
он провёл большую работу при разработке законодательства об обязательном
лицензировании. Законодательство предусматривает особые статьи по учёту
(ежемесячный), ограничения на объем резервов, которые могут быть удержаны, и
требования к сроку ликвидации (оплаты) резервов. Кроме того, и это, возможно,
самое мудрое решение — гонорар должен выплачивать за все записи, «сделанные и распространённые»
(в противоположность «сделанным и проданным»), т.е. обязательный гонорар
выплачивается за «бесплатные товары».
Текущий тариф 9,1 цента
действителен на неопределённое время, но, когда я пишу это, Совет по авторским
правам рассматривает новые тарифы на будущее. Совет по авторским правам состоит
из трёх административных судей, у которых, вероятно, нет чувства юмора. Они
сидят и думают о тарифах на все обязательные лицензии (не только механические,
но и на передачу через Интернет, услуги подписки и т.д.), потом выпускают
правила. Исторически они устанавливали механические тарифы на несколько лет
(десять лет в прошлый раз, с возможностью увеличения раз в два года). Мои
друзья, которые работают в этой сфере, говорят, что в этот раз они, возможно,
установят тарифы на более короткий период; может быть, лишь на пять лет,
учитывая наш быстроменяющийся цифровой век.
Вернёмся в реальную жизнь
Рассказав вам, как это работает,
сейчас я скажу, что обязательная лицензия почти никогда не используется.
Звукозаписывающие компании ненавидят использовать ее из-за сложностей бухучета.
Владельцы авторских прав (издатели) лучше выдадут прямую лицензию, потому что
за ней легче проследить. (Вы хотели бы, чтобы бюрократ из Вашингтона занимался
вашим лицензированием?) Однако она все ещё очень важна, так как «тариф по
закону» — это ориентир при установлении механического гонорара в музыкальной
индустрии. Причина в том, что, как только музыкальная композиция записана,
«тариф по закону» оказывается максимальной суммой механического гонорара,
который предлагают за композицию (если издатель отказывается лицензировать ее
по этому тарифу, то звукозаписывающая компания получает обязательную лицензию).
Конечно, звукозаписывающие компании любят платить меньше, чем тариф по закону.
Первое использование
Выше подразумевалось (сейчас я
это проясню), что обязательные лицензии не применяются к первому' использованию
(первая запись песни). Другими словами, пока песня не записана с разрешения
владельца авторских прав (до первого использования), издатель может просить
любой гонорар. Обычно гадатель не просит больше, чем тариф по закону', но нет
причины, по которой он не может этого сделать, нарушив традиции музыкальной
индустрии (и отказ пользователя платить больше).
Механический гонорар за рубежом
В отличие от США и Канады в большинстве
стран мира используются другие системы гонорара за авторские права.
Механический гонорар выражен в процентах от оптовой цены и распространяется на
все песни на диске. Это значит, что гонорар не зависит от длительности звучания
композиций и от количества песен. Одинаковая сумма механического гонорара
выплачивается за альбом, содержащий восемь песен, и за альбом, содержащий двенадцать
композиций. Кроме того, как мы обсудим позже, зарубежные механические гонорары
обычно выплачиваются правительственному агентству.
Например, механический гонорар в
Великобритании в настоящее время составляет 8,5% от розничной цены, а
бесплатными признаются товары, которые ясно помечены как «бесплатные». Тарифы в
других странах Европы устанавливаются организацией BIF.M (Bureau International des
Societies Gerant les Droits d’Enregistrement et de Reproduction Mécanique). BIEM
(произносится «Бим») — это группа агентств на каждой территории, которая
собирает механические гонорары для своих филиалов. В настоящее время тариф BIEM
равен 9,009% от PPD.
Авторские права не дают заскучать — когда кажется, что все узлы развязаны, вдруг получаешь удар с неожиданной стороны.
Авторские права не дают заскучать — когда
кажется, что все узлы развязаны, вдруг получаешь удар с неожиданной стороны.
Прежде чем перейти к теме
композиции и издания музыки, расскажу, как работает авторское право.
Когда вы имеете дело с чем-то
неосязаемым, как авторское право (которое нельзя увидеть, почувствовать или
понюхать), довольно трудно не провернуть какую-нибудь хитрость. Авторские права
не дают заскучать — когда кажется, что все узлы развязаны, вдруг получаешь удар
с неожиданной стороны. Многие проблемы существуют уже сотни лет, но решение им
до сих пор не найдено. Не волнуйтесь. Через этот лабиринт я вас проведу.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Если владеете авторскими правами,
это похоже на игру в «Монополию» и владение всей собственностью (на игральном
поле). Но в отличие от игры вы не ограничены владениями, указанными на
маленьких карточках. Как мы увидим позже, некоторые владения оговорены заранее,
но источники дохода от авторских прав могут быть разными.
Определение авторского права
Юридическое определение
авторского права: «монополия, ограниченная во времени». Его цель (как говорится
в Конституции США) — способствовать прогрессу' науки и искусства, предоставляя
создателям временные исключительные права на использование их произведений. Как
вы понимаете, если вы что-то создали, а каждый имел бы право использовать это, не
платя вам, не так много было бы творцов (включая вас и меня).
Объекты авторского права
Чтобы получил» авторские права,
работа должна быть оригинальной (не скопированной из другого источника) и в
значительной степени материальной. Нет конкретного способа это определить:
решение принимается в каждом конкретном случае. Например, пять нот, сыгранных
космическим кораблём в Close Encounters of the Third Kind, охраняются авторским
правом, потому что они оригинальны, даже если это всего пять нот.
Как получить авторские права?
По закону об авторском праве США,
как только вы создаёте материальную копию чего-то, вы получаете авторские
права. Материальную — означает, что ее можно потрогать. Если это музыкальное
произведение, его можно записать нотами (рад, если вы умеете это делать, многие
творческие люди в наши дои не умеют), спеть или записать на магнитофоне. Как
только вещественная копия начинает существовать, вы получаете все авторские
права на неё.
Многие люди думают, что нужно
быть зарегистрированным в Вашингтоне, чтобы получить авторские права. Есть
несколько важных прав, которые вы получаете при регистрации, но авторское право
к ним не относится. (Подробнее об этом позже.)
Вот так все просто. Если песня
вертится у вас в голове, то. какой бы совершенной она ни была, авторские права
вы не получите. Если вы запишете песню нотами или на магнитофон, то получаете
авторские права. Если вы сейчас хотите прерваться на несколько минут, чтобы
получить авторские права, я подожду.
ЧТО ЭТО ЗА ПРАВА?
Когда у вас есть авторские права,
вы получаете бесплатно следующие права. Эти права исключительные, т.е. никто не
может вашими творениями пользоваться без вашего разрешения. (Права перечислены
в разделе 106 Акта об авторских правах» США.) Вы получаете следующие права.
1.Воспроизведение работы.
Например, если вы написали песню,
никто не может записать ее, напечатать в виде нот. вставить в фильм или иначе
копировать без вашего разрешения.
2.Распространение копии.
Вы получаете право на контроль
над распространением. Отметьте разницу между созданием копии работы (например,
кто-то се записывает или продаст — это воспроизведение) и распространением
(сбытом) этой копни (например, публичная продажа записей). Эго разные положения
авторского права. Например, если звукозаписывающая компания нанимает завод для
производства компакт-дисков, то завод получает право на воспроизведение, но не
на распространение.
3.Публичное представление.
В случае с песней это означает се
исполнение в ночных клубах, на радио, по телевидению, в парках развлечений,
супермаркетах, лифтах (вы знаете, ваша карьера процветает, когда вы слышите
свою песню в лифте) и везде, где музыку слушают публично. Не имеет значения,
исполняется песня вживую музыкантами или ди-джей ставит запись.
вы имеете право это
контролировать. (Если вам интересно, как вы можете это контролировать или
получить за это деньги, продолжайте читать.)
4.Создание производных творений.
Производное творение основано на
другом сочинении. Пример в музыкальной индустрии — пародии. Мелодия
использована оригинальная, но текст написан новый, и это составляет
«производную» работу.
Это понятие легче объяснить на
примере кино. Любой фильм, снятый по литературному произведению, это
производная работа. «Вестсайдская история» — это производная работа на основе
«Ромео и Джульетты». В любом случае вы поняли идею. (Между прочим, оригинал
необязательно должен быть защищён авторским правом. Если он не защищён, то
авторским правом защищаются новые компоненты производной работы.)
5.Демонетрация работы.
Эго относится не столько к
музыке, сколько к экспозиции картин, скульптур и т.п.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ МОНОПОЛИИ АВТОРСКИХ ПРАВ
Как я сказал раньше, закон об
авторском праве предоставляет вам абсолютную монополию, т. е. вы — и бита, и
мяч и никому не должны позволять пользоваться вашим авторскими правами. Если вы
хотите писать стихи и выбрасывать их в море, чтобы никто из людей не мог ими
воспользоваться, это ваше дело. Ваша старость будет холодной и бедной, но
успеете покормить рыб.
Обязательные лицензии
Существует шесть важных
исключений — обязательные лицензии это означает, что вы обязаны выдать лицензию
тому, кто хочет пользоваться вашей работой, нравится вам это или нет, в
следующих ситуациях.
1. Кабельное телевидение.
Это было изначально придумано для
областей, в которых плохо принимались телевизионные программы. Кабельные
компании устанавливают большую антенну, которая получает слабые сигналы и
посылает их в дома в этой области. Обязательная лицензия кабельного телевидения
требует, чтобы местные радиовещательные станции разрешили кабельной компании
ретранслировать их сигналы за определённую плату. Без этой лицензии ретрансляция
была бы неправомочным распространением программ, защищённых авторским правом.
(Между прочим, платные каналы [НВО, Showtime] и спутниковые каналы (CNN, MTV и др.]
не подлежат обязательному лицензированию и могут взимать любую плату, какую
могут выбить из фирм кабельного телевидения.)
2.Система общественного вещания.
Лоббисты этой системы очень
настойчивы и требуют от владельцев авторских прав снизить ставки за
предоставление материалов.
3.Музыкальные автоматы.
Вас может удивить, что до
принятия закона об авторском праве в 1976 г. музыкальные автоматы ничего не
платили за право использовать музыку. Они считались игрушками и в Акте об
авторском праве от 1909 г. (правда). Сейчас они платят за лицензию, но я
никогда не интересовался сколько, поэтому не знаю.
4.Цифровое использование записей.
Этот «малыш» прибавился в 1995
г., потом видоизменился в 1998 г., и он требует, чтобы владельцы записей
разрешали проигрывать записи по цифровому радио, что также включает и
распределение по сети Интернет (радио поставка через Интернет). Позже мы
обсудим это более подробно.
5.Цифровое распространение
записей.
Владелец песни должен дать
лицензию на скачивание записей через Интернет, телефонные линии, спутники и
т.д. (мы коснулись этого в разделе 13). Более подробно об этом в разделе 20.
6.Фонозаписи недраматических
музыкальных композиций.
Это «важная персона» в
музыкальном бизнесе, поговорим об этом подробно в следующем моём посте. Это
называется обязательная механическая
лицензия.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)