Поздравляю! Теперь вы знаете достаточно, чтобы говорить о статьях, касающихся контролируемых композиций. Это самые важные положения вашего контракта на звукозапись. Нужно все понимать в контрактах на запись и в авторских правах, чтобы разобраться в этих понятиях. Так как в них разобрались, начнем.
Контролируемая композиция — это песня, которая написана артистом, принадлежит ему и контролируется артистом (полностью или частично). Однако этот термин определяется обычно более широко:
1.Любая песня, от которой артист получает доход или как-то иначе в ней заинтересован. Это значит, что, даже если артист не владеет композицией и не контролирует ее, песня считается контролируемой композицией, если артист написал ее или как-то иначе получает часть своих заработков с нее.
2.Иногда определение включает (в зависимости от звукозаписывающей компании) композиции, которыми владеет или которые контролирует продюсер. Контролировать издания продюсера тяжело, поэтому надо попытаться исключить это положение из своего контракта. (Через минуту вы увидите, почему продюсеру это нс понравится.) Трудно избавиться от этого положения, за исключением уровня суперзвезд, но постарайтесь. Я говорю это не только потому, что трудно заставить продюсера выполнить это, но и потому, что это может кончиться серьезным конфликтом с продюсером.
Положение о контролируемой композиции
Положение о контролируемой композиции ограничивает сумму оплаты каждой контролируемой композиции со стороны компании. Понимаете, в отличие от гонорара артистов, компании не возмещают авансы, затраты на запись или что-то еще, характерное для механических гонораров. А поскольку эти деньги уходят из их рук до того, как они возмещают расходы, компании очень беспокоятся о них.
И вы должны также трепетно относиться к своим механическим гонорарам, потому что это могут быть единственные деньги, которые вам в течение некоторого времени «светят». Как мы говорили выше, вы как артист получаете гонорар после того, как возместили все расходы на запись, на видео и т.д. (это значит, что гонорар вы не получите, а если и получите, то через пару лет). Как мы покажем в разделе 23, вы не будете получать никаких денег от гастрольных туров на ранних стадиях карьеры. Итак, очень внимательно отнеситесь к своим механическим гонорарам — они могут помочь вам протянуть пару холодных зим. Предел ставки за контролируемые композиции определяется двумя путями.
1.Ставка за песню.
Едва высохли чернила на Акте об авторских правах 1976 г. (установил повышение тарифа по закону с 2 до 2,75 цента), как звукозаписывающие компании поняли, что должны требовать от артистов лицензировать контролируемые композиции по 75% от тарифа по закону, а для клубов меломанов и бюджетных записей — по 50%. (Положения о контролируемых композициях существовали до принятия Акта об авторских правах 1976 г., но ставка не могла быть ниже тарифа по закону.) Компании добиваются 75% и 50% почти со всеми новичками и многими артистами среднего уровня. Даже самые яркие суперзвезды имеют положение о контролируемых композициях, хотя «лимит» у них может составлять 100% тарифа по закону.
2.Ставка за альбом.
Лимит составляет примерно десятикратную сумму от ставки за одну песню для каждого альбома.
Эти вопросы намного сложнее, чем кажутся. Рассмотрим их подробнее.
Я обещаю объяснять медленно.
МАКСИМАЛЬНАЯ СТАВКА ЗА ПЕСНЮ
Поскольку максимальная альбомная ставка — это число, кратное ставке на песню, сначала рассмотрим систему оплаты за каждую песню.
Процент от тарифа, установленного по закону. Первое — можете ли вы получить ставку выше стандартной (75% от тарифа по закону). Если вы молодой артист, вероятно, нет. Если вы артист среднего уровня или выше или вы умеете торговаться, попробуйте получить ставку выше 75%. Если не получится, попросите увеличения ставки на следующих альбомах. Например, вы можете получить ставку 75% на первый и второй альбомы, 85% на третий и четвертый и 100% на последующие. Другая возможность — добиться увеличения ставки в зависимости от объема продаж: например, вы можете получить 75% за первые 500 тыс. экземпляров (1 млн), 85% за следующие 500 тыс. (1 млн) и 100% за последующие.
Минимальный тариф по закону. Ограничение за композицию основано на минимальном тарифе по закону. Это значит, что ко всем композициям относятся так, будто они звучат пять минут или меньше, независимо от реального времени звучания, иными словами — дополнительные выплаты за длительность композиции отсутствуют. Например, текущий тариф по закону за семиминутную песню равен 12,25 цента, но вы получите 9,1 цента, если у вас 100% от тарифа по закону, или 6,82 цента (75% от 9,1 цента), если 75%.
Изменение тарифа по закону. Мы обсудили, что тариф по закону регулярно меняется. Но положения о контролируемых композициях устанавливают ставку, которая не повышается. Таким образом, даже если по контракту вы получаете 100% тарифа по закону, ставка, как правило, привязана к тарифу по закону на определенную дату, и ставка не будет изменяться, если тариф по закону позже вырастет. Такое положение трудно изменить, даже суперзвездам.
«Определенная дата», на которую определяется тариф по закону, — это либо дата записи, либо дата представления мастер-записи, либо дата первого выпуска мастер-записи.
Вы должны постараться определить тариф по закону как можно позже — он никогда не снижается, поэтому чем дольше вы ждете, тем больше вероятность, что она повысится.
Бесплатные товары — реальные и условные. Положение о контролируемых композициях гласит, что вы не получаете механические гонорары за бесплатные товары. В этом нет ничего неправильного; компания не получает за них деньги, поэтому не платит вам механический гонорар. Однако в контракте будет говориться, что вам платят только за 85% продаж. Почему так? Те, кто читал раздел 7 о расчете гонорара, знают, что звукозаписывающие компании обычно вычитали 15% за условно-бесплатные товары и, следовательно, платили артисту только за 85% продаж. Механический гонорар выплачивался на той же 85%-ной основе. Когда компании перешли к выплате артисту за 100% продаж, без вычетов за условно-бесплатные товары, они изменили структуру цен и гонораров так, что платили примерно ту же самую сумму долларов. Другими словами, полное изменение гонорара артиста немногое изменило в экономике — просто сделало расчет гонорара проще. Однако, если они платили механический гонорар за 100% продаж, они не могли изменить цены (механический гонорар довольно регламентирован, особенно для внешних издателей), и в итоге они платили бы вам больше, чем прежде. Чтобы этого не произошло, они должны были продолжать выплачивать механический гонорар за 85% продаж, что и говорят все эти положения. Если вы имеете некоторое влияние, то можете увеличить гонорар до 92,5% продаж, а суперзвезды иногда получают за 100% продаж. Варианты: повышение до 92,5% (или 100%) при определенном уровне продаж или за последующие альбомы по контракту.
Многоразовое использование. Положение о контролируемых композициях гласит, что, если одна и та же песня на одном диске записана несколько раз, вам платят как за одно использование.
Сниженные ставки. Компания обычно просит снизить ставки для клубов меломанов (50% от нормальной ставки), бюджетных (50-66,66%), записей по средней цене (66,66-75%) и пакетов, рекламируемых на телевидении (50%). Заметьте, если у вас 75% от тарифа по закону на успешный продукт, вы будете получать сниженный процент от уже сниженной ставки. Например, если ваша ставка на успешный продукт составляла 75% и вы получили 50%-ное снижение на бюджетные записи, вы получите только 37,5% (50% от ваших 75%). Эти снижения иногда можно обговорить, но редко.
Аранжировки чужих песен. Если песня представляет собой аранжировку известной композиции, звукозаписывающая компания не хочет вам за нес платить. Вы можете говорить, что такие песни, как «Scarborough Fair», «Sloop John В», и «T\irn, Hirn, Tlirn», принесли аранжировщикам невиданный успех, и если с вами согласятся, вам заплатят Типичный компромисс — вы получаете пропорционально гонорару за оригинальную композицию, в той пропорции, в которой ASCAP или BMI платят гонорар за эти композиции. Другими словами, если ASCAP платит 50% от гонорара за обычное исполнение, вы получаете 50% от механического гонорара. Все обычно на это идут.
Неконтролируемые песни. Это особенно противная часть бизнеса. Ограниченные ставки могут быть применены не только к контролируемым композициям, но и к каждой композиции в альбоме. Не все компании делают это, но многие делают. Если вы используете неконтролируемые композиции, вам придется нелегко — владелец песни скажет вам исчезнуть. Помните, вы не можете заставить владельца лицензировать вас при первом использовании, и даже если песня была использована раньше, владелец может не согласиться на сумму ниже полного тарифа по закону. Единственный способ платить меньше за внешние песни — либо угрожать («Мы нс возьмем вашу песню, если вы не снизите расценку»), либо умолять («Пожалуйста, я бедный маленький певец»). Но если вы имеете дело с серьезными авторами песен, вы должны продавать как можно больше записей.
Проблема в том, что, если вы должны платить больше лимита по контракту, компания вычтет излишек из ваших денег. Вот пример для альбома из восьми песен:
Как отмечено выше, поскольку вы пообещали компании, что неконтролируемые композиции не будут стоить больше 75% от 9,1 цента, то излишек вычитается из вашего механического гонорара за другие песни. В этом примере излишек — 9,12 цента — это разность между 36,4 цента (4 х на 9,1 цента), которые нужно выплатить издателям за четыре неконтролируемые песни, и разрешенными 27,28 цента (4 х на 75% от 9,1 цента). Этот излишек 9,12 цента вычитается из ваших 27,28 цента за контролируемые песни, и вы получаете только 18,16 цента за ваши четыре песни (27,28 цента минус 9,12 цента излишка). Это равняется только 4,54 цента за песню (18,16 цента разделить на 4 песни), что меньше 75% от тарифа по закону (75% от 9,1 цента, т. е. 6,82 цента). И если у вас нет достаточного количества контролируемых песен, излишек вычитается из ваших гонораров на запись или из авансов.
Таким образом, вы становитесь хозяином ограничений на свою песню. И вы готовы покорять очередную высоту.
МАКСИМАЛЬНАЯ СТАВКА ЗА АЛЬБОМ
Стандартное положение. Все положения о контролируемых композициях определяют лимит на общую сумму механических гонораров за каждый альбом. Он обычно составляет десятикратное увеличение 75% от тарифа по закону (или в десять раз больше полного тарифа, если ваша ставка за песню нс снижена). Это известно как десятикратная ставка, т.е. вы получаете десятикратную ставку на одну песню независимо от лимита на альбом. Другими словам, вы должны поставлять каждую песню по указанной ставке на одну песню, независимо от того, сколько вы получаете за каждую отдельную песню. Это нс позволит вам принести 14 песен по 75%, что больше суммы, чем компания захочет вам заплатить, даже если вы не превысили ваш лимит за песню. Все эти ограничения основаны на сумме, кратной минимальному тарифу (за песни продолжительностью пять минут и меньше).
Сегодня на компакт-диске обычно от 11 до 14 песен. Так, вы всегда должны бороться за превышение десятикратного лимита. Новые артисты привыкли к десятикратному лимиту. С ростом влияния вы можете повысить его в 11 или 12 раз, иногда немного больше.
Чем быдсло ни кончилось, вы видите, что довольно легко преодолеть лимит. Позвольте показать вам, что произойдет, если вы это сделаете. Предупреждение: это неприятно. Не читайте этот раздел ночью в одиночестве. Для наглядности предположим, что у вас максимальная альбомная ставка — в десять раз больше 75% от тарифа по закону, т.е. 68,2 цента. Те же самые принципы применяются, когда лимит другой (например, в одиннадцать раз больше 75% или в десять раз больше полного тарифа и т.д.), но будем использовать десятикратное увеличение.
Отсутствие лимита на неконтролируемые песни. По мере роста вашей способности торговаться вы можете получить в контракт положение об отсутствии ограничения на неконтролируемые композиции, даже если у вас установленный лимит 75% тарифа по закону на контролируемые композиции. Главное — вы не можете превысить общий лимит на альбом (в нашем примере — десятикратная ставка от 75% тарифа по закону). Это звучит немного странно, но лучше для вас, чем фиксированные 75% от тарифа за каждую композицию.
Преимущество в том, что теперь вы можете платить внешним издателям полный тариф, не уменьшая ваш гонорар, потому что у вас нет ограничений на неконтролируемые композиции, пока не превышаете лимит на альбом.
Посмотрим на конкретные цифры. Вот что происходит с предыдущим примером:
Заметьте, что сумма к выплате (63,68 цента) меньше максимально допустимой суммы за альбом (68,25 цента), что равно десятикратному увеличению 75% от 9,1 цента. Так, вы получаете полные 27,28 цента за ваши песни, т.е. 75% от тарифа. Это не похоже на результат в предыдущем примере (где вы получаете только 18,16 цента за тот же самый альбом). И между прочим, эти дополнительные 9,1 цента могут составить огромную сумму, если вы продаете миллионы альбомов.
С другой стороны, если общий механический гонорар равен сумме, в десять раз превышающей 75% от тарифа по закону, то излишек вычитается из нашего гонорара. Так, если вы платите внешним издателям по тарифу по закону, вы должны либо включить меньше десяти песен в свой альбом, либо согласиться на сниженную ставку за ваши песни. Например, если в альбоме пять неконтролируемых композиций и пять контролируемых, вы получите меньше 75% от тарифа пор закону за контролируемые. Это потому, что максимальная ставка на альбом применяется ко всем композициям альбома, а не только к контролируемым. Таким образом, в некотором смысле компания применяет ограничение на неконтролируемые композиции, даже если нет ограничений максимальной ставки за одну песню. Посмотрим на цифры:
Итак, за каждую вашу песню вы получаете не 75% от тарифа по закону (6,82 цента), а только 4,55 цента (22,75 цента разделить на пять песен).
Отсутствие штрафа за ограниченное количество неконтролируемых композиций. Следующий шаг — сказать, что вы можете платить тариф по закону за неконтролируемые композиции, и что вам разрешено превысить ограничение на полный альбом, чтобы выплатить деньги внешним издателям. Если вы можете добиться этого, то обычно не больше чем одна-две песни на альбом.
Это легче понять на примере. Предположим, ваш лимит на весь альбом составляет 75% от тарифа по закону (68,25 цента). Если у вас десять песен в альбоме и две из них — неконтролируемые композиции, лицензированные по тарифу, вы превысите максимум на сумму, равную разности между 75% лимита и полным тарифом (100%), который должен быть выплачен за каждую из двух неконтролируемых композиций. (Разность равна 100% выплаченной суммы минус 75% от максимальной суммы за каждую композицию, т.е. 25% от тарифа.)
Если положение контракта разрешает до двух неконтролируемых композиций по тарифу по закону, то компания будет платить излишек внешним издателям и не вычтет его из вашего гонорара. Иными словами: общий лимит на альбом составит восьмикратную сумму от 75% от тарифа плюс двукратный полный тариф, т.е. 72,80 цента. Но это не так, потому что вы получаете лишнюю сумму лишь в том случае, если используете две неконтролируемые композиции. Если неконтролируемая композиция одна, максимальный лимит составит 70,52 цента (75% от тарифа х 9 плюс тариф по закону), и если все десять песен в альбоме ваши, максимальный лимит составит 75% от тарифа умножить на десять (68,25 цента).
Отсутствие штрафа за любую неконтролируемую композицию. Имея большое влияние, вы можете внести в контракт положение, разрешающую вам весь лимит на альбом умножать на полный тариф, даже если на контролируемые композиции установлен лимит 75%. Это значит, что вы не несете ответственность за неконтролируемые композиции (если только в альбоме не больше десяти песен и/или неконтролируемые композиции в нем звучат менее пяти минут). Вот пример использования пяти неконтролируемых композиций:
Поскольку максимальный гонорар (91 цент) больше суммы, выплачиваемой за неконтролируемые и контролируемые композиции, вы получаете полностью 34,12 цента (пятикратная сумма 75% от тарифа) за свои песни. Окончательный лимит это десятикратная (иногда одиннадцатикратная или двенадцатикратная, если сможете ее получить) сумма от тарифа и ограничение каждой песни (контролируемой или неконтролируемой) тарифом. Однако продолжает действовать минимальный тариф, а также другие положения, описанные в предыдущем разделе, — неизменная ставка, многократное использование, бесплатные товары, аранжировки чужих песен, сниженные ставки для клубов меломанов и т.д.
Нестандартные альбомы. Стандартные положения о контролируемых композициях не предусматривают различий между обычными и нестандартными альбомами (мы говорили о составных альбомах в разделе 13). Если вы не обсудите этот вопрос при составлении контракта, то лимит механического гонорара (10 песен) окажется неизменным и для альбома, на котором будет 20 и более песен. Если попросить, можно получить больше чем 10-кратный лимит, но он не будет 20-кратным. Компания увеличит механический гонорар в той же пропорции, в какой оптовая цена увеличится по отношению к однодисковому альбому. Например, если однодисковый альбом стоит $10, а двойной — Б11, то вы получите 11/10 или 110% от механического гонорара за обычный альбом. (Такая же формула используется при вычислении гонорара артиста за сборники.) Если цена не увеличивается, предел механического гонорара не возрастет. Вы сможете этого добиться, когда начнете записывать составной альбом (так как вы не можете сделать составной альбом без согласия компании, это еще один вопрос для переговоров с ней).
Это может вызвать проблемы, если в альбоме много неконтролируемых композиций, потому что их авторы будут настаивать на том, чтобы им заплатили (жадные свиньи), а платить будут из вашего гонорара. Например, если в альбоме 16 песен и 6 из них неконтролируемые, то излишек, вызванный этими шестью песнями, будет вычтен из вашего механического гонорара (из этих ваших десяти остается только четыре песни, за которые вы получите механический гонорар). А если вы платите внешним издателям полный тариф, а ваш лимит равен увеличенному в десять раз 75% от тарифа, то вы все глубже падаете в яму. Так, если вам хочется записать нестандартный альбом, обговорите механический гонорар с вашей звукозаписывающей компанией и с авторами неконтролируемых композиций (издателями) прежде, чем начнете записывать такие альбомы.
Как отмечено выше, механический гонорар на коробочные комплекты специально обговаривается, когда комплект собран.
Видеоролики
Первый вариант почти каждого положения о контролируемых композициях требует, чтобы вы лицензировали ваши песни для бесплатного использования
в видеороликах, раз и навсегда. Это может казаться беспределом, но изменить это положение трудно. Рассмотрим две его части.
1.Использование в целях продвижения.
Я думаю, что разумно предоставить компании лицензию на бесплатное использование видеороликов в целях рекламы и маркетинга. Когда компания использует видео для продвижения ваших записей, она не получает за это денег.
2.Коммерческое использование.
Когда дело касается коммерческого использования, вы должны договориться о компенсации. В настоящее время единственное имеющее смысл коммерческое использование — распространение видеороликов для домашнего просмотра. За это независимые издатели (на которых не распространяется положение о контролируемых композициях, т.е. они могут назначить любую цену, за которую этот товар можно купить) обычно берут 8-15 центов за песню. Также почти всегда есть гарантия на 10 тыс. - 15 тыс. копий, т.е., если вы получили 12 центов за копию и имеете гарантию на 10 тыс. копий, вы получите аванс в размере S1200 (12 центов х 10 000 копий). Кроме того, они часто получают так называемую плату за вставку, т.е. за вставку песни в видеоролик (главным образом, речь идет о лицензии на синхронизацию — см. раздел 17). Это примерно S250-500 за песню.
Артисту очень трудно получить компенсацию за домашнее видео, потому что компании не любят это делать. Помните, ваш гонорар за видеоролики как артиста (см. раздел 13) включает любые деньги за издание, так что в каком-то смысле вы будете брать эти деньги из собственного кармана. Однако издательский гонорар выплачивается до возмещения затрат, а гонорар за видео — нет. Так, если вы можете здесь что-то получить, имеет смысл побороться. Но это трудно.
Как мы уже говорили (в разделе 13), многие компании и поисковые системы (такие как MSN, Yahoo!, AOL и др.) позволяют скачивать видео по требованию. В разделе 17 мы обсудим, что получает в этом случае издатель (или, если точнее, что не получает). Звукозаписывающие компании устанавливают правила, при которых ваш авторский гонорар включает любые деньга, связанные с издательской деятельностью (практически как при продаже домашнего видео), и в этом случае вы не получаете никаких сумм свыше. Старайтесь этому противостоять, хотя это будет нелегко.
Цифровые скачивания — блага от дяди Сэма
Как мы уже говорили, в 1995 г. Конгресс добавил цифровые скачивания к обязательному механическому лицензированию (в узком кругу скачивания называют цифровая поставка фонозаписей, или ЦПФ). Они также внесли положение, по которому любой контракт, заключенный после 22 июня 1995 г., не может снизить ставку механического гонорара, которую вы получаете за ЦПФ. Другими словами, даже если ваше положение о контролируемой композиции требует, чтобы вы отдавали компании 3/4 тарифа за песни на своем СО, вы будете получать полный тариф на цифровые скачивания.
Итак, будьте любезны со своим конгрессменом.
Постскриптум
Сейчас, когда вы прочитали все это, могу сказать, что положения о контролируемых композициях относятся к самым сложным в музыкальном бизнесе (вы, вероятно, уже поняли это, не так ли?). Здесь много цифр и сложных понятий, поэтому приходится перечитывать несколько раз, чтобы понять смысл. Не огорчайтесь, если поначалу чего-то не понимаете, — мне потребовались годы, прежде чем я начал разбираться. Но механические гонорары могут быть вашим единственным источником дохода в течение некоторого времени, поэтому можно посвятить некоторое время, чтобы понять положения, кото
Комментариев нет:
Отправить комментарий