TRANSLATE

пятница, 3 ноября 2017 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
 

Чтобы понять эту область, сначала объясню, что такое «механические авторские гонорары».

Механические авторские гонорары
Термин «механический авторский гонорар» появился в Акте об авторских правах от 1909 г. и был связан с оплатой устройств, «предназначенных для механического воспроизведения звука». Хотя устройства не воспроизводят звук «механически» с 1940-х гг., название закрепилось, и деньги, выплачиваемые владельцам авторских прав за производство и распространение записей, все ещё называют «механический авторский гонорар». Права воспроизводить мелодии в записях называют механическими правами.

Понятие «обязательная лицензия на механические права» появилось в связи с беспокойством Конгресса о том, что музыкальная индустрия может превратиться в гигантскую монополию (мы все ещё можем се сделать). Желание помешать владельцам авторских прав контролировать мир привело к появлению обязательных лицензий на записи — миссия выполняется превосходно. Как только работа записана и выпущена для публики, издатель обязан выдать лицензию любому, кто хочет использовать ее в записях. Посмотрим подробнее.


Обязательные механические лицензии
Положение об обязательных механических лицензиях на музыкальное произведение фигурирует в разделе 115 Акта об авторских правах и гласит, что, как только песня была записана и выпущена для публики, владелец авторских прав должен лицензировать ее: а) любому, кто хочет использовать ее в фоно записи (это определённый термин в Акте об авторских правах); б) за конкретную плату, установленную законом (подробнее об этом позже). Однако владелец должен выдать обязательную лицензию только в том случае, если:

•песня — недраматическое музыкальное произведение;
•она была записана раньше;
•первая запись была распространена публично в фоно записях;
•ваша запись не меняет основную мелодию или фундаментальный характер произведения;
•вы будете использовать музыкальное произведение только в фоно записях.

Если все эти условия соблюдены, то можно получить обязательную лицензию. Рассмотрим их отдельно.

Не драматическое музыкальное произведение. Чтобы получить обязательную лицензию, песня должна быть не драматической музыкальной композицией. Непонятно, что такое «драматическая» музыкальная композиция, но это, вероятно, песня, использованная в опере или мюзикле, т.е. песня, которая помогает рассказать какую-то историю.

Предварительно записана. Вы не можете получить обязательную лицензию на самую первую запись работы. Закон разрешает владельцу контролировать, кто получит ее первым, что известно, как первое использование. Как только песня записана, любой может получить обязательную лицензию, если первая запись была авторизована владельцем авторских прав. Когда кто-то крадёт и записывает песню — это не повод выдавать обязательную лицензию. Публичное распространение. Первая запись должна быть распространена для публики. Это закрывает лазейку в прежнем законе, и, конечно, в высшей степени логично. 1 Достаточно, чтобы издатель разрешил сделать запись. Она должна быть распространена.
Без значительных изменений. Когда вы получаете обязательную лицензию, вам разрешается аранжировать песню так, чтобы она «соответствовала стилю или характеру интерпретации исполнения» (при желают подробнее см. раздел 115 (а) (2) Акта об авторских правах). Однако вы не можете изменить основную мелодию или основной характер работы. Так. вы не можете написать новые слова к песне или добавить другую мелодию.

Использование фоно записи. Обязательная лицензия распространяется только на фоно записи, которые определяются в Акте об авторских правах исключительно как аудиозаписи. Это определение было самым замечательным достижением издателей при лоббировании Акта об авторских правах от 1976 г., потому что оно исключало устройства для домашнего просмотра видеозаписей из определения фоно записей. Это значит, что нет обязательных лицензий на домашнее видео. В результате кинокомпании должны вести переговоры с каждым владельцем авторских прав (издателем) на использование песни в домашних видеороликах, и владельцы могут требовать любых денег за это. Подробнее о том, как это делается, в разделе об издательском деле.


В 1995 г. Акт об авторских правах был пересмотрен: введено положение, что обязательные механические лицензии применяются к ПЦФ, что означает поставка цифровых фоно записей (скачивание песни из П\те5). Более точно ПЦФ определяется в разделе 115 (с1) как «поставка фоно записи при помощи цифровой передачи звукозаписи, которая приводит к особым образом распознаваемой репродукции».

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, тогда каждый, кто хочет использовать песню в фоно записях, может сделать это, просто заполнив определённые заявления и заплатив фиксированную сумму за одну запись. Эта сумма называется тариф по закону (установлен Актом об авторских правах), и история ее довольно странная. Тариф составлял 2 цента в 1909-1976 гг. (в те годы инфляции не было, но лоббисты интересов звукозаписывающих компаний существовали). Акт об авторских правах от 1976 г. повысил тариф до 2,75 цента и предоставил Совету по авторским правам возможность изменять тариф. В настоящее время тариф выше: 9,1 цента или 1,75 цента за минуту звучания или фрагмент. Таким образом, если песня звучит пять минут или меньше, тариф составит 9,1 цента. Но если песня звучит более пяти минут (даже на секунду' или две), но не дольше шести минут, тариф составляет 10,5 цента (1,75 х 6 - 10,5). Если песня длится более шести минут, но не более семи, то тариф составит- 12,25 цента (1,75 х на 7 = 12,25), и т.д.

Нужно отдать должное Конгрессу'— он провёл большую работу при разработке законодательства об обязательном лицензировании. Законодательство предусматривает особые статьи по учёту (ежемесячный), ограничения на объем резервов, которые могут быть удержаны, и требования к сроку ликвидации (оплаты) резервов. Кроме того, и это, возможно, самое мудрое решение — гонорар должен выплачивать за все записи, «сделанные и распространённые» (в противоположность «сделанным и проданным»), т.е. обязательный гонорар выплачивается за «бесплатные товары».


Текущий тариф 9,1 цента действителен на неопределённое время, но, когда я пишу это, Совет по авторским правам рассматривает новые тарифы на будущее. Совет по авторским правам состоит из трёх административных судей, у которых, вероятно, нет чувства юмора. Они сидят и думают о тарифах на все обязательные лицензии (не только механические, но и на передачу через Интернет, услуги подписки и т.д.), потом выпускают правила. Исторически они устанавливали механические тарифы на несколько лет (десять лет в прошлый раз, с возможностью увеличения раз в два года). Мои друзья, которые работают в этой сфере, говорят, что в этот раз они, возможно, установят тарифы на более короткий период; может быть, лишь на пять лет, учитывая наш быстроменяющийся цифровой век.

Вернёмся в реальную жизнь
Рассказав вам, как это работает, сейчас я скажу, что обязательная лицензия почти никогда не используется. Звукозаписывающие компании ненавидят использовать ее из-за сложностей бухучета. Владельцы авторских прав (издатели) лучше выдадут прямую лицензию, потому что за ней легче проследить. (Вы хотели бы, чтобы бюрократ из Вашингтона занимался вашим лицензированием?) Однако она все ещё очень важна, так как «тариф по закону» — это ориентир при установлении механического гонорара в музыкальной индустрии. Причина в том, что, как только музыкальная композиция записана, «тариф по закону» оказывается максимальной суммой механического гонорара, который предлагают за композицию (если издатель отказывается лицензировать ее по этому тарифу, то звукозаписывающая компания получает обязательную лицензию). Конечно, звукозаписывающие компании любят платить меньше, чем тариф по закону.


Первое использование
Выше подразумевалось (сейчас я это проясню), что обязательные лицензии не применяются к первому' использованию (первая запись песни). Другими словами, пока песня не записана с разрешения владельца авторских прав (до первого использования), издатель может просить любой гонорар. Обычно гадатель не просит больше, чем тариф по закону', но нет причины, по которой он не может этого сделать, нарушив традиции музыкальной индустрии (и отказ пользователя платить больше).

Механический гонорар за рубежом
В отличие от США и Канады в большинстве стран мира используются другие системы гонорара за авторские права. Механический гонорар выражен в процентах от оптовой цены и распространяется на все песни на диске. Это значит, что гонорар не зависит от длительности звучания композиций и от количества песен. Одинаковая сумма механического гонорара выплачивается за альбом, содержащий восемь песен, и за альбом, содержащий двенадцать композиций. Кроме того, как мы обсудим позже, зарубежные механические гонорары обычно выплачиваются правительственному агентству.


Например, механический гонорар в Великобритании в настоящее время составляет 8,5% от розничной цены, а бесплатными признаются товары, которые ясно помечены как «бесплатные». Тарифы в других странах Европы устанавливаются организацией BIF.M (Bureau International des Societies Gerant les Droits d’Enregistrement et de Reproduction Mécanique). BIEM (произносится «Бим») — это группа агентств на каждой территории, которая собирает механические гонорары для своих филиалов. В настоящее время тариф BIEM равен 9,009% от PPD.

Комментариев нет:

Отправить комментарий