TRANSLATE

суббота, 4 ноября 2017 г.

Издатель: “Вы умеете писать песни, а я — делать бизнес».

Издатель: “Вы умеете писать песни, а я — делать бизнес».


Издательское Дело
Сейчас, когда вы разбираетесь в авторских правах, понять, как работает издательское дело, довольно легко.

Что делает издатель?

Как автор песен вы можете интересоваться бизнесом, но ваши таланты лучше проявляются в создании песен. Однако кто-то должен позаботиться о бизнесе, так и появилась издательская деятельность.


Издатель говорит автору песни примерно следующее: «Присаживайтесь, дорогой. Красивая рубашка. У вас великолепный вкус». 

Издатель наклоняется вперёд, грохоча золотыми цепями на шее. «Вы умный парень, итак, вы получите это. Вы умеете писать песни, а я — делать бизнес. Давайте заключим такую сделку: вы передадите мне авторские права на вашу песню, а я займусь бизнесом — найду людей, которые будут использовать вашу песню, буду выдавать им лицензии и следить, чтобы они вам платили. Потом мы поделим доходы между собой. Просто, не так ли? А сейчас подпишите это совершенно стандартное соглашение. Вот на этой строчке. Хотите сигару?»

Администрирование
ОК, я самоуверенный всезнайка. Но эти принципы — основа издательского бизнеса.

Права, которые только что описал издатель, — найти пользователей, выдать лицензии, собрать деньги и выплатить их автору — известны как административные права. Когда издатель заключает с автором песни стандартный контракт, он принимает на себя обязательства делать все это, и таким образом осуществляет администрирование композиций. Автор песни передаёт авторские права на песню 1сздателю (хотя, как мы обсудим позже, авторы редко передают издателю 100% авторских прав и редко передают их навсегда). Права передаются следующим образом (рис. 10).


Традиционно издатель делит весь доход 50/50 с автором (за исключением гонораров за исполнение и публикации музыки в виде нот, обсудим это позже). В 50% издателя входят накладные расходы (офис, персонал и т.д.) и прибыль. Доля каждого доллара, предназначенная издателю, известна под «оригинальным» названием — доля издателя. Другая доля имеет такое же «оригинальное» название — доля автора (рис. 11).


Издатели — от сотворения мира до наших дней...
Вернёмся из нашего века в 1940-е гг., когда издатели были самыми влиятельными людьми в музыкальной индустрии. (Слышали когда-нибудь о Тин-Пэн-Эллей [Аллее жестяных кастрюль]? Это место, где располагались издатели.) В те дни большинство певцов не сочиняли песен, поэтому они (и их звукозаписывающие компании) находились во власти издателей, которые контролировали главных авторов песен. 


Помните: никто не может использовать песню в первый раз без разрешения издателя. Издатели решали, какой артист будет «благословлён» на запись новой работы. Из-за того, что у издателей было много власти, автору песни было трудно и даже невозможно эксплуатировать свои работы, если за ним не стоял крупный издатель.

Сегодня влияние издателей сохраняется, но их роль изменилась. Некоторые издатели «творческие» в том смысле, что они сводят своих авторов вместе с другими авторами, помогают им работать совместно, находят артистов и наоборот и т.д. Они также используют своё влияние, чтобы помочь авторам песен заключить контракт на звукозапись, продвигают их записи после их создания и т.д. Другие издатели похожи на банкиров: подсчитывают, сколько заработают на конкретном контракте, и тратят часть этой суммы на покупку прав. От этих людей вы вправе ожидать не более чем заключения своеобразного пари на будущий доход.

Как бы то ни было, реальность такова: сегодня у издателей не так много контрактов с авторами. Потому что многие известные авторы песен самостоятельно занимаются издательским делом (они никому не передают свои авторские права и, возможно, нанимают кого-то для выполнения канцелярских функций администрирования). Видите ли, как только автор песен становится известным, он или она могут добраться до артиста так же легко, как издатель, а может, и легче (в поиске материала артисты часто звонят известным авторам напрямую). Кроме того, все больше артистов сами пишут песни, поэтому им не нужен издатель.

Механизм издательского дела
В издательской компании меньше составляющих, чем в звукозаписывающей компании. Необходимы люди на следующие позиции (некоторые функции может исполнять один человек).


1.Администратор — для регистрации авторских прав, выдачи лицензий, сбора денег, выплаты гонораров авторам и соиздателям и т.д.

2.«Песенный агент» — чтобы добиваться записи песен.

3.Творческий человек — чтобы находить авторов, работать над их материалом, сводить их с соавторами и т.д. Если издательская компания не имеет контрактов с авторами, которые поставляли бы новые песни (другими словами, она только администрирует существующие песни), эта функция не нужна.

Таким образом, в отличие от звукозаписывающего бизнеса, гадателям не требуется большой капитал. Издателям не нужен большой штат сотрудников (если вы не хотите быть огромной компанией), нет необходимости в дорогой дистрибьюторской сети, не нужны склады, инвентарь и т.д., необходимые для записей (так как вы имеете дело с неосязаемыми вещами). В самом деле, есть индустриальный термин «карманный издатель», который относится к одному человеку-издателю, предоставляющему административную помощь.

Типы издателей
По этой причине в издательском бизнесе много небольших игроков, в нем гораздо меньше крупных компаний, чем в звукозаписывающем бизнесе. Есть, конечно, мегатонные издательские компании (Warner/Chappell и EMI, которые проводят операции по всему миру и зарабатывают миллионы долларов в год), но на их фоне работают сотни мелких. Рассмотрим разные типы гадателей.

900-фунтовые гориллы. Крупные компании, большинство из которых являются филиалами звукозаписывающих или кинокомпаний. Примеры: Warner/Chappell, EMI, Universal, BMG, Sony MTV, Famous Music (ею владеет Paramount Communications, Inc.) и др. Масштаб их существенно различается. EMI и Warner/Chappell — точно 900-футовые, a Universal, BMG и Sony ближе к 600 фунтам.

Крупные филиалы — независимые издательские компании с полным штатом профессионалов, которыми управляют крупные звукозаписывающие компании. Компанией Quincy Jones Publishing управляет Warner/Chappell. Можно привести сотни более мелких примеров. Принадлежность филиала к крупной звукозаписывающей компании может распространяться на весь мир или только на определённые территории. Например, издатель может быть филиалом крупной компании для США, но иметь отдельные контракты с другими издателями на остальных территориях.

Автономные (мой термин, заимствованный из кабельного телевидения) — компания, которая не является филиалом крупной компании, а сама ведёт свои дела. Другими словами, она сама получает оплату, производит расчёты и т.д. Однако за рубежом она может работать под руководством крупной компании. Примеры автономных компаний — Peer и Bug.

Авторы-издатели. Многие авторы сами ведут свои издательские дела. Примеры — известные авторы, которым не нужен гадатель, потому что люди постоянно выпрашивают у них песни, и авторы-исполнители, которые записывают свои собственные работы. Фактически, если вы автор-исполнитель, который не отдаёт свой материал другому артисту (например, рэп, джаз или хеви-металл), расстаться с издательской деятельностью можно в том случае, если вам нужны деньги (или вы хотите деньги) вперёд. Вы можете нанять людей относительно дёшево, и они будут управлять вашими делами. (Если ваше издательское дело действительно приносит много денег, вы можете нанять кого-то на почасовой основе или за зарплату.)


Издательская деятельность не требует значительных первоначальных капиталовложений, но это не значит, что она примитивна. Так, вы должны проверять своего издателя тщательно. Разница между хорошим издателем и неквалифицированным может много значить для вашего кошелька. Например, хороший гадатель знает, сколько денег просить за разные лицензии и где искать «спрятанные» деньги (позже расскажу, как деньга за рубежом пропадают, когда никто не требует их возврата правильно). Плохие гадатели могут потерять деньга, поскольку не проявят инициативу. 


Неопытный издатель, которым руководит крупная компания, гораздо лучше, чем неопытный издатель, работающий на свой страх и риск. Однако крупная компания будет меньше заботиться о песнях независимого издателя, чем о своих. Кроме того, крупный гадатель имеет тысячи авторских прав, поэтому ваш контракт может оказаться в долгом ящике. Но хороший независимый издатель, который работает с крупной компанией, может сделать больше для вас, чем сама компания, если вы подписали контракт напрямую с крупной компанией. Если у издателя достаточно влияния, чтобы защитить ваши интересы в любой ситуации (и свои), он поможет вам не затеряться в толпе.

Источники Дохода
Теперь посмотрим, какие деньги собирает издатель. Начну с дохода издательства, а не с гонорара автора песен, потому что автор получает процент от дохода издательства.
Большую часть доходов приносят механические гонорары и гонорары за исполнение. Исследуем их.


Механический Гонорар
Как мы обсудили, механический гонорар — это деньги, выплачиваемые звукозаписывающей компанией за право использовать песню в записях. Издатель выдаёт звукозаписывающей компании лицензию, в которой говорится, что за каждую запись, произведённую и распространённую, звукозаписывающая компания будет платить гонорар, выраженный определённой денежной суммой. Часто этот гонорар привязан к установленному законом тарифу, и если растёт этот тариф, то растёт и гонорар. Однако гонорар может быть привязан к текущему тарифу, установленному законом, в этом случае при росте тарифа гонорар не растёт. Это вероятнее в случае автора-исполнителя (о причинах позже).

Фиксированный гонорар может полностью соответствовать тарифу, установленному по закону, а может быть выражен в процентах от него. Если выражен в процентах — называется ставкой, т.е. механический гонорар меньше тарифа по закону. Компании просят ставку (обычно 75% тарифа по закону) на записи, продаваемые по средней цене, или на сборники. Звукозаписывающие компании часто требуют ставку 50-66,66% на бюджетные записи. Артисты просят ставку, если у них слишком много песен в альбоме, чтобы платить всем полную цену, как мы увидим позже (в разговоре об условиях контролируемых композиций).


Для сборников — если звукозаписывающая компания хочет «ставку», она может предложить выплатить часть гонорара авансом, т.е. издатель получает меньше, но быстрее. Например, звукозаписывающая компания может предложить оплатить авансом 50 тыс. копий записи, но издатель должен согласиться на 75% от тарифа по закону. Когда мы будем обсуждать положения о механических гонорарах в контрактах на звукозапись, вы увидите, что звукозаписывающие компании регулярно просят артистов на всех уровнях выдавать лицензии по ставке ниже тарифа по закону. Суперзвезды обычно не соглашаются, а артистов среднего уровня и новичков компании уговаривают.

Канада
Нет обязательного механического гонорара в Канаде. Вместо этого есть контрактное соглашение между Канадской ассоциацией звукозаписывающих компаний и несколькими крупными издателями, устанавливающее «ставку гонорара в музыкальной индустрии». В настоящее время она составляет 8,5 цента за первые пять минут песни плюс 1,7 цента за каждую дополнительную минуту или фрагмент (все в канадских пенсах). Эта ставка периодически пересматривается (с учётом инфляции).

Звукозаписывающие компании, которые не могут себя сдержать, пытаются дать артистам 0,75 от этой ставки.

Harry Fox и CMRRA
Две крупные организации с удовольствием выдают механические лицензии издателям — Harry Fox Agency (самая крупная в США организация такого рода) и ее канадский аналог CMRRA, сокращенно от Canadian Mechanical Rights Reproduction Agency. (Периодически появляются конкуренты, но никто из них серьёзно не преуспел.) По существу, эти организации выступают как агенты издателя в получении им гонорара. Они выдают лицензии на механический гонорар издателю, контролируют выплаты и производят расчёты. За эти услуги Harry Fox в настоящее время взимает 6,75% от всех собранных денег, a CMRRA — 6%.


Fox и CMMRA периодически проводят аудит звукозаписывающих компаний от лица своих клиентов, а затем распределяют полученные по результат там аудита деньги среди своих клиентов пропорционально их гонорарам. Это особенно важно для маленького издателя, так как затраты на аудит им не по карману. (На момент написания этой книги типичный издательский аудит может стоить S15 тыс. - 25 тыс. или больше, и если предполагается, что вырученные деньги не будут превышать в несколько раз эту сумму, то аудит не выгоден с экономической точки зрения.)

Вас может удивить, что многие средние и крупные издатели пользуются услугами Fox и CMRRA, потому что им обойдется дороже нанять сотрудников, которые будут выдавать лицензии и контролировать выплаты.

Бухгалтерские расчёты
В отличие от контрактов на звукозапись, издатели получают деньга ежеквартально, т. е. четыре раза в год. Им обычно платят в течение 60-90 дней после закрытия каждого календарного квартала, т. е. в течение 60-90 дней после каждого 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.


Резервы
В отчётах по механическим гонорарам, составленных для издателей, звукозаписывающие компании оставляют гораздо большие резервы, чем в отчётах для артистов о гонорарах за звукозапись. И я подразумеваю гораздо большие.

Издательские резервы могут быть в пределах 50-70% заработанных денег, в отличие от 30-50% гонорара за записи.

Почему такая огромная сумма? Помните, мы обсуждали, что резервы защищают компанию от избыточной поставки (т.е. поставить больше записей, чем компания может продать). Если компания поставляет слишком много записей и потому переплачивает издателю, единственный способ вернуть деньги — компенсировать излишек из будущих гонораров за эту конкретную композицию. Это отличается от переплаты гонорара за запись, когда вычеты можно произвести из гонорара за любые записи.


Предположим, издатель выдаёт две лицензии одной звукозаписывающей компании — одну на Песню А, другую на Песню В (песни написаны разными авторами). Если звукозаписывающая компания переплачивает за Песню А, она не имеет права возместить эту сумму из гонорара за Песню В. Причина в том, что, хотя переплата была сделана одному издателю, но это разные песни разных авторов. Это не происходит с артистом, если звукозаписывающая компания переплачивает за первый альбом, она может взять излишек из гонорара за второй, третий, четвёртый и более поздние альбомы (потому что компания имеет дело с одним и тем же артистом и одним счётом гонорара). Соответственно, звукозаписывающая компания может оставить меньшие резервы в сделках на звукозапись, чем в сделках на издательские лицензии, потому что у неё больше способов вернуть переплаченную сумму.

Комментариев нет:

Отправить комментарий