Как продается и покупается музыка?
июнь 2012г.
- Как продается и покупается музыка
- Рекорд-лейбл. Что на этикетке?
- Sony — не спать!
- ЕМI
- BMG
- Музыка от братьев Уорнер
- Universal Music
- Глобализация, пиратство и российские фонотеки
Двадцатый век сделал акт купли-продажи основной формой существования. Продается все: любовь, внутренние органы и места в космических кораблях. Наш рассказ — о том, как продается и покупается музыка. К настоящему времени в мире существует система, в которой исполнитель является песчинкой в океане менеджмента звукозаписывающих компаний.
Доходы делятся
соответственно. Музыкальный бизнес построен таким образом, что исполнители
вынуждены следовать определенному своду правил, в противном случае, их музыка
может оказаться невостребованной. И хотя талант, как известно, всегда пробивает
себе дорогу, иногда это занимает значительное время. Что же представляют собой
эти “акулы шоу-бизнеса”, и почему без них плохо, а с ними еще хуже?
Рекорд-лейбл. Что на этикетке?
Труднопроизносимым словом рекорд-лейбл называют звукозаписывающие компании.
Термин этот давно не отражает положения дел — схема работы лейблов сложна и
выстроена по жестким правилам рыночных отношений. Она включает в себя поиск
новых талантов, запись и работу со звуком, дистрибуцию готового материала,
продвижение и рекламу самих исполнителей, и их музыки, работу со средствами
массовой информации и организацию концертов и туров. Цель таких структур проста
— выяснить, на ком можно сделать деньги, и сделать их.
Количество
подобных компаний в мире уже не поддается исчислению, но основных лейблов пять.
Их еще называют мэйджорами — то есть главными, основными. Итак — вот они,
гиганты мировой музыкальной индустрии: Sony, BMG, EMI, Universal, Warner.
Лидирующее положение они занимают еще и потому, что являются старейшими в мире.
EMI, например, развивалась вместе с технологией звуковоспроизведения и
изначально была той компанией, которая придумала первый граммофон.
Sony — не спать!
Мир Sony — империя, прославившаяся, прежде всего разработкой и внедрением
передовых технологий в сфере записи, обработки и воспроизведения звука. Sony
как рекорд-лейбл возник совсем не в Японии.
В конце 80-х годов девятнадцатого века, как известно, был изобретен первый граммофон — срочно нужны были пластинки, которые можно было бы слушать. Спрос немедленно породил предложение.
В штате
Коннектикут две компании немедленно занялись освоением новой ниши —
производством и внедрением новой музыкальной машины, самих пластинок, а также звукозаписью.
Это были фирмы Epic и Columbia. Первой пластинкой, которую они продали, стала
публичная речь президента Мак-Кинли в Буффало, которую тот произнес за
несколько часов до того, как был застрелен.
В 1903 году впервые состоялась запись, как мы бы теперь сказали, живого звука — концерта в нью-йоркской “Метрополитен-опера”. Этот зал и стал первой студией, где в последующие годы записались музыканты, представившие практически все существующие на тот момент направления. Собственно их было всего два — классическая музыка и стремительно набирающий популярность джаз.
Уже к 1919 году американцы покупали более 25 миллионов пластинок ежегодно, а оборот этой индустрии составлял 150 миллионов долларов. В каталогах того времени значились Луи Армстронг, Кинг Оливер, Мэми Смит и многие другие. В 1934 году легендарный американский продюсер Джон Хаммонд, на годы вперед определивший принципы развития индустрии шоу-бизнеса, выпустил серию пластинок Spirituals of Swing — записи живых выступлений в Карнеги-холле.
Имена участников этого многолетнего проекта говорят сами за себя — Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмэн, Билли Холидей. В 1938 году происходит слияние Columbia с компанией American Records. Огромные средства тратятся на научные исследования, и как результат возникает новая более скоростная технология записи и воспроизведения звука — так называемая long-playing record, позволявшая вместить значительно больше музыки на одну пластинку, — наступала эра альбомов.
В 1953 году к альянсу Columbia и American Records присоединяется Epic Records. В музыке к тому времени появилось множество новых стилей и направлений, a Epic как раз специализируется на ритм-энд-блюзе, роке и музыке кантри.
К тому времени знаменитое японское технологическое чудо уже произошло — Страна восходящего солнца стала законодателем моды новых технологий, и в 1968 году происходит эпохальное слияние Sony Technologies и американского “гиганта на трех ногах”, как называла пресса союз Columbia, AR и Epic.
В 1982 году именно в недрах этого союза рождается технология компакт-дисков. На сегодняшний день Sony — крупнейший и очень сложный конгломерат, в руках которого сосредоточено более половины мировых творческих и научных ресурсов.
Звезды Sony — лучшие из лучших. Охота за талантами происходит непрерывно. При этом не все исполнители даже высочайшего уровня выдерживают жесткие условия контрактов этой компании — история Джорджа Майкла, попытавшегося вырваться из цепких лап фирмы, тому пример. А вот Майкла Джексона, Джона Кэйла, Мэрайю Кери, Леонарда Коэна, Перл Джэм, Роджера Уотерса и хор Вестминстерского аббатства ситуация, похоже, абсолютно устраивает.
ЕМI
Основой для возникновения этого мэйджора также послужило изобретение
граммофона, и произошло это также в конце позапрошлого столетия. В 1899 году
художник Френсис Баро продает компании картину “Голос его хозяина”, на которой
изображена собака, слушающая граммофон. Эта знаменитая эмблема до сих пор
является официальным логотипом ЕМI.
В 1900 году в столичном тогда Санкт-Петербурге открывается ее первый заграничный офис. А в 1902 году и итальянский тенор Энрико Карузо записывает для компании 10 песен и становится ее первой звездой. Еще на самых ранних этапах своего развития этот лейбл отличался удивительной рыночной агрессивностью — уже в начале века офисы его находились в таких странах, куда другие компании до сих пор и не заглядывали. Более 60 процентов своих прибылей компания получала именно из этих офисов, продавая одновременно пластинки и сами граммофоны.
К началу первой мировой войны только в одной Великобритании продавалось более миллиона пластинок в год, а граммофон был в каждой третьей семье. Война сильно подорвала этот вид бизнеса. Но жизнь продолжается всегда. С окончанием войны продажи стабилизировались, музыка снова стала неотъемлемой частью жизни. К тридцатым годам в каталоге лейбла все ведущие классические исполнители (Артуро Тосканини, например) плюс записи джазовых концертов, которые давали американские звезды в Европе. В 1931 году на Abby Road в Лондоне открылась первая профессиональная студия.
Теперь не нужно было везти дорогостоящее ламповое оборудование в оперу или клуб. Сами музыканты теперь приходили и записывались столько и так, как считали нужным, имея возможность доводить исполнение музыки до совершенства. Тогда-то и появилась разница между “живыми” и “студийными” выступлениями. В том же году Алан Блюблэйн из научного центра ЕМI разрабатывает и патентует технологию “стерео”.
ЕМI первой из всех вводит штатную единицу менеджера по поиску талантов. В первый набор попал некто Джордж Мартин, отыскавший в ливерпульском клубе “Битлз”.
Сразу после второй мировой войны компания подписывает договор с крупнейшими студиями Голливуда и начинает выпуск звуковых дорожек к самым известным фильмам. Так родилось понятие саундтрека. В 1952 году с ЕМI подписывает контракт Мария Каллас. Американцы тоже не отстают и в каталогах появляются Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул. В 1958 году с помощью компании восходит звезда Клиффа Ричарда.
В 1962 году выходит первый сингл The Beetles “Love Me Do”. А через пять лет на лейбле появляются Pink Floyd. В 1972 г. ЕМI выкупает из кабальных условий Queen. Потом были Pet Shop Boys, Spice Girls и многие-многие другие.
BMG
BMG (Bertelsmann Music Group), будучи крупнейшим музыкальным агентством в мире,
в свою очередь является подразделением немецкого медиахолдинга Bertelsmann AG,
входившего когда-то в информационную империю Акселя Шпрингера. Холдинг занимает
ведущее место в области глобальной медиа- и развлекательной индустрии и
включает в себя книгоиздательские фирмы, музыкальные компании, клубы по
распространению книг и музыкальной продукции, издателей периодической печати,
теле- и радиостанции и многое другое. Холдинг является мировым лидером в
области сетевой коммерции.
С музыкальным рынком холдинг изначально был связан только небольшим немецким лейблом Ariola. В 1979 году в его состав входит независимая американская звукозаписывающая компания Arista. Затем присоединяются RCA, Dell и Doubleday. Руководство компании Bertelsmann принимает решение выделить эти компании в отдельное подразделение.
И в 1986 году, относительно недавно, BMG выходит на американский рынок и открывает свою штаб-квартиру в Нью-Йорке. Отсутствие долгой истории лейбл компенсирует весьма профессиональными шагами по продвижению своих исполнителей. Ее деятельность охватывает практически все виды музыкального бизнеса — от создания музыкального проекта до донесения его до конечного потребителя, что включает в себя звукозапись и работу со звуком, музыкальный паблишинг, маркетинг, производство и дистрибуцию музыкального продукта, продажу музыки через Интернет. Филиалы компании находятся по всему миру, а доходы за последний год превысили 5 миллиардов долларов.
BMG, как и другие компании, гордится своими звездами. И есть чем: Элвис Пресли, Дайдо, Уитни Хьюстон, Энни Ленокс, Карлос Сантана. В России деятельность компании осуществляется в нескольких направлениях с учетом специфики российской музыкальной действительности, а именно двух факторов — безудержного пиратства, отсутствия у большинства населения приличной звуковоспроизводящей аппаратуры и долгого отсутствия музыкального рынка вообще.
Музыка от братьев Уорнер
Похожая история сложилась и с лейблом Warner Brothers. Изначально гигант киноиндустрии занимался исключительно производством фильмов. Однако музыкальный бизнес оказался настолько лакомым куском, что в марте 1958 г. было создано специальное музыкальное подразделение, сначала паровозом выступал кино-концерн. В 1990 году компания приходит в Европу, демонстрируя свою стилистику и специфические методы ведения бизнеса. Как результат, Warner Music — одна из 5 самых крупных музыкальных компаний в мире.
И вот
согласие получено. Чтобы заявить о себе раз и навсегда компания делает
беспроигрышный ход — в августе 1999 года в Россию привозят легендарных,
неотразимых, безумных Red Hot Chilli Peppers. Группа выступает в Москве на
Васильевском спуске и собирает 220 тысяч зрителей. В столицу едут целыми
поездами, впрыгивая в вагоны в последний момент. И над всем этим гордо реет
логотип Warner Music. “Своими” компания считает таких мегазвезд, как Джордж
Харрисон, Дюк Эллингтон, Принц, Род Стюарт, “Секс пистолз”, Мадонна, Эрик
Клэптон, Майлз Дэвис, Том Петти и многих других.
Universal Music
Последний лейбл, который осталось представить, — компания Universal Music,
также выросла из недр Голливуда. Только случилось это немного раньше. Universal
— медиа гигант, берущий исполнителя в свои руки сразу и навсегда. И, пожалуй,
единственный из мэйджоров, ни разу не переживший тяжелых времен. Компания
стабильна и ежегодно приращивает свои активы за счет покупки более мелких
лейблов, которые чувствуют себя более уверенно под крылом такого сообщества.
Кроме того, артисты Universal ведут самую активную концертную деятельность — по
контракту они обязаны давать не менее 10 концертов в год, а также участвовать в
различного рода благо-творительных мероприятиях и закрытых акциях. Наиболее
впечатляюще вы-глядит и список звезд Universal: ABBA, Брайан Адамс, “Аэросмит”,
“Би Джиз”, Чак Берри, Бьйорк, “Кардиганз”, Де Фазз, Стинг и многие другие.
Глобализация, пиратство и российские фонотеки
Мэйджоры, как и все, подвержены общемировым тенденциям. Объединяться планируют
два гиганта ЕМI и Time Warner. По информации портала “Культура”, эта сделка
оценивается в двадцать миллионов долларов и приведет к созданию самой большой
группы в этой сфере деятельности. Есть информация о том, что Sony, Bertelsmann
и другие конкурирующие структуры всячески препятствуют этому слиянию,
результатом которого, помимо всего прочего, станет лидерство в области продажи
музыки через Интернет.
Кроме того, существуют проблема пиратства и отдельная головная боль в виде компании Napster. Половина музыкального рынка является нелегальной. Что касается нашумевшего процесса между Американской ассоциацией производителей музыки и интернет-компанией Napster, клиенты которой могли совершенно бесплатно скачивать любой музыкальный материал в формате МРЗ в свой компьютер, то дело это далеко от завершения — новые технологии вступили в противоречие с рыночными традициями, и чем все кончится, пока непонятно.
Кроме того, существуют проблема пиратства и отдельная головная боль в виде компании Napster. Половина музыкального рынка является нелегальной. Что касается нашумевшего процесса между Американской ассоциацией производителей музыки и интернет-компанией Napster, клиенты которой могли совершенно бесплатно скачивать любой музыкальный материал в формате МРЗ в свой компьютер, то дело это далеко от завершения — новые технологии вступили в противоречие с рыночными традициями, и чем все кончится, пока непонятно.
Некоторые
звезды, чтобы избежать этой двойственной ситуации, сразу после релиза нового
альбома “вывешивают” его на своих сайтах. В России так поступает, например,
Борис Гребенщиков, справедливо полагающий, что тот, у кого нет денег на диск,
все равно должен иметь возможность слушать то, что нравится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий