Когда мастер-записи лицензируются для кинофильмов, телевизионных шоу и
рекламных роликов?
Лицензирование Мастер-Записей
Когда мастер-записи лицензируются
для кинофильмов, телевизионных шоу и рекламных роликов, звукозаписывающие
компании исторически вносили на счет артиста 50% чистых доходов. В последние
годы платеж за владение лицензией на мастер-запись занял место в контрактах на
записи. Во всех крупных звукозаписывающих компаниях есть так называемые
подразделения по особым рынкам.
Их работа состоит в том, чтобы брать
существующие записи и придумывать способы сделать на них деньги. Например, они
продвигают использование мастер-записей в кинофильмах, включают в сборники
(компиляции мы обсудим через минуту) и т.д.
Чтобы покрыть издержки на эти
подразделения, компании забирают 15-25% денежных поступлений до расчетов с
артистом. Другими словами, если они получили $100 за лицензию и брали плату
20%, они заберут 20% за особый маркетинг, затем запишут на счет артиста 50% от
оставшихся 580 (т. е. $40). Если вы владеете умениями и навыками, позволяющими
вам торговаться, то вы сможете снизить эту плату или вам удастся (что бывает
крайне редко) ее вовсе исключить.
Теперь о сборниках, или
компиляции...
Компиляции
Практика объединения ваших
записей с записями других артистов называется составлением сборника, и альбомы
с участием разных исполнителей называются сборниками (компиляциями). К ним
относятся: сборные альбомы, рекламируемые на телевидении (Техасские панк-группы
1960-х и т.д.), альбомы саундтреков из кинофильмов с разной музыкой, любые
другие маркетинговые изобретения, о которых звукозаписывающие компании могут
только мечтать.
Серин подобных альбомов
кардинально изменили лицо американских сборников, в них входят известные хиты
артистов, выпущенные вскоре после расцвета их популярности. Эта практика
началась в Европе (где такой вид сборников был обычным явлением в течение
многих лет) и распространилась в США несколько лет назад. Продажи таких дисков
доходят до нескольких миллионов копий.
Гонорар
Гонорар за сборники, продаваемые
вашей компанией, вы получаете довольно высокий: если в альбоме десять песен и
вы спели одну из них, то вы получите 1/10 обычного гонорара за этот альбом;
если вы спели две. получаете 20% и т.д. Этот процесс называется
пропорциональное распределение, и вы имеете в данном случае пропорциональный
гонорар, т.е. ваш гонорар пропорционален количеству ваших песен в альбоме. (Иногда
пропорция рассчитывается исходя из времени звучания ваших песен по отношению к
общему времени звучания альбома, но это редко.)
Гонорар на сборник, который
лицензирован кому-то еще вашей звукозаписывающей компанией, обычно составляет
50% доходов компании за лицензию. Например, если звукозаписывающая компания
лицензирует вашу песню для альбома, составленного на телевидении, получает 10
центов за одну мастер-запись (эти сделки часто заключаются в центах, а нс в
процентах от объема продаж) и ваша компания взимает плату 20%, то артист
получает половину от 10 центов минус 2 цента (т.е. половину от 8 центов, или 4
цента). Помните, в контрактах «все включено» ваша половина включает гонорар
продюсера.
Контроль
Вы всегда должны контролировать
составление совместных альбомов. Причины следующие: артистическая — вы не
хотите оказаться на одном диске с артистом, которого не любите; финансовая — вы
не хотите, чтобы альбом продавался в основном из-за вашей песни, а вы получали
лишь небольшую часть гонорара. Если поторговаться, то можно добиться контроля
над сборниками в течение всего срока действия вашего контракта. Если очень
настаивать, то можно добиться контроля и после завершения контракта, если вы
возместили все расходы. А если у артиста огромное влияние, можно добиться
контроля навсегда.
Если вы получаете какой-то контроль,
обычно он распространяется только на территорию США, если только ваше влияние
небезгранично. Эти сборники приносят очень хорошие доходы за рубежом, и
иностранные лицензиаты стремятся делать с ними все, что хотят, независимо от
того, что записано в вашем контракте. Кроме того, даже если вы получили полный
и абсолютный контроль, компании настаивают на праве составлять такие альбомы
для транзитного использования (например, программы, предлагаемые пассажирам на
борту самолетов) без вашего согласия — они рассматривают это как продвижение.
Даже если вы молодой артист, вы
должны по крайней мерс добиться ограничений на составление таких сборников.
Обычное условие в контракте: компания не может включать в сборники более двух
ваших песен в год и нс более чем в два сборника в год. Заметьте разницу между
этими понятиями: если компанию ограничить двумя песнями в год, они могут
включить один из ваших хитов в 37 разных сборников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий