Владельца авторского права довольно легко определить.
Владельца авторского права
довольно легко определить, если вы сядете за фортепиано и сочините маленькую
песенку. Конечно, владелец вы, так как вы ее создали. Но юристам нечего было бы
делать, если бы все было так просто. Я покажу вам, что мы сделали за многие
годы.
Если авторов двое
Предположим, вы и ваш браг Лун
садитесь и сочиняете прекрасную песню вместе. Кому принадлежит авторское право?
Как вы. вероятно, догадались, вам обоим. По здесь возникает больше вопросов,
чем может показаться на первый взгляд.
Кто контролирует песню? Допустим,
вы хотите поместить эту песню в ваш следующий альбом, а Луи хочет придержать
песню, пока не подпишет контракт на звукозапись. Может ли он остановить вас?
В разделе 201 (а) Акта об
авторских правах сказано, что вы и Луи создали совместное произведение (не
обращайте внимания на каламбур), т. е. она была создана совместно усилиями двух
и более людей. В случае совместных произведений любой из авторов/владельцев
может заключать сделки на всю композицию, но обязан выплатить соавтору его долю
доходов. Это значит, что вы можете выдавать любые не эксклюзивные лицензии
звукозаписывающим компаниям, кинокомпаниям и т.д., доходы от которых должны
быть выплачены Луи за его долю песни. И Луи может делать то же самое. (На
практике часто существует соглашение, в котором четко прописано, что должен
делать каждый. Но сейчас мы рассматриваем, что говорит закон при отсутствии
такого соглашения.)
Что вам принадлежит?
Другая ситуация: вы и Луи
садитесь писать песню — вы пишете только музыку, а Луи только слова. Допустим,
вам не нравятся слова Луи, и вы хотите забрать вашу музыку и найти того, кто
напишет новый текст. Можете ли вы это сделать?
Мой наставник Пейсон Вульф
однажды сказал мне, что создание совместного произведения напоминает добавление
воды в глину и размешивание.
Мой партнер Брюс Рамер использует
аналогию смешивания белка и желтка. Итак, как вы можете догадаться, закон
говорит совсем не то, что вы интуитивно предполагаете. Закон гласит, что, если
два человека создают отдельные, четкие части, каждый их них владеет долей во
веем произведении, а не только своей частью. Таким образом. Луи владеет
половиной музыки и половиной слов, как и вы. Вы не можете просто взять и
расстаться. Даже если вы напишите для песни новые слова, Луи будет иметь
процент с песни.
Это звучит абсурдно? В некоторой
степени да, но, если вклад каждого из соавторов в совместном произведении
определить сложно (не просто музыка и слова), это еще более усложняет ситуацию.
Подумайте, например, о всех элементах фильма. Какая часть принадлежит
режиссеру? Директору? Продюсеру? Художнику по костюмам? Л если три человека
пишут слова песни, а два — и музыку, и слова?
Что делает совместное произведение «совместным»?
Сейчас вы начинаете понимать, что
это сложнее, чем вы думали. Но мы только разогрелись. Представьте: один из
авторов песни живет в Калифорнии, другой в Нью-Йорке. Калифорнийский автор
абсолютно самостоятельно пишет часть музыки и отправляет ее по электронной
почте своему другу в Нью-Йорк. Парень в Нью-Йорке получает её и несколькими
днями позже садится и пишет к ней слова. Это совместное произведение? Создали
эти два человека композицию вместе?
Закон говорит, чтобы произведение
считалось совместным, необходимо, чтобы автор в момент создания произведения
намеревался пригласить соавтора. Другими словами, когда музыкант писал музыку в
Калифорнии, намеревался ли он получить слова для музыки? В нашем примере это
так, хотя авторы музыки и слов никогда вместе не собирались. (Обычно так и
происходит, что поэт пишет текст, предполагая, что стихи будут положены на
музыку, иначе какой смысл ему их сочинять?) Так, чтобы создать совместное
произведение, вы не должны находиться в одном помещении (или даже на одной
планете) и вы даже не должны знать друг друга, пока есть намерение объединить вашу
работу с чьей-то.
Если вы хотите видеть, к чему это
приводит, рассмотрим конкретное судебное разбирательство. Б этом деле парень по
имени Эрни Барнет написал песню со своей женой Мейбел. Эрни написал музыку, а
Мейбел — слова. И они продали песню издателю. Слова Мейбел были ужасными (не
спорю — слишком много «луны» и «июня»), и издатель попросил Джорджа Нортона
написать новые слова. Результатом стала песня «Грустная детка».
Основываясь на фактах, суд
постановил, что «Грустная детка» была совместным произведением, потому что, когда
Эрни писал мелодию, он предполагал, что на нес будет написан текст. Тот факт,
что слова были написаны другим человеком, которого он никогда не знал, не имеет
значения. В результате новый автор слов получил право и на музыку (хотя дело не
касалось этого вопроса).
Чудесно, не так ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий