Крах популярной российской музыки уже не за горами. Ждём-с.
(Часть 1.)
Окончательно умер русский
рок, потеряла поп-корону Пугачёва, все стали экспериментировать
со всем, почти перестали продаваться CD, стали востребованными концерты
старых групп, почти ушла мелодия.
Нулевое десятилетие в музыке было временем
яростного уворачивания от тотального кризиса, какой не ощущался
даже в 90-е. В нулевые просто не осталось надежд на то, что «золотые
80-е» вернутся. И композиторы, музыканты, певцы, продюсеры засучили
рукава, взявшись за построение нового мира из того, что было. В
чём-то преуспели, в чём-то нет.
Лучший исполнитель
и лучшая поп-группа года за свою карьеру не дали ни одного полноценного
сольника в столицах. Лучшая исполнительница успела уйти в декретный
отпуск. Лучший хип-хоп-проект — не такой уж и хип-хоп, а лучший альбом и
лучший саундтрек — не такие уж новые.
Миражи премии Муз-ТВ
Когда говоришь об итогах десятилетия в таком
массовом жанре, как популярная музыка, трудно не скатиться во вкусовщину.
Эмоции всегда выразительнее сухих идей. У одного под такую-то песню
прошло самое важное в жизни свидание, у другого — самая красивая
ночь любви — как им отказаться от мысли, что та музыка была прекрасна?
Третий пахал в офисе, и некогда ему ничего такого специально слушать,
— значит, и не было ничего достойного. Эмоция — сильнейший аргумент.
Музыканты меряют годы выпущенными треками
и альбомами, собранными залами и — ярчайшими эмоциональными моментами
на концертах и в самом процессе творчества. И тут не поспоришь, всё
имеет свой смысл. Даже заядлые меломаны углублены в любимые жанры
и всегда выковыривают оттуда какие-то счастливые открытия для себя.
Экстраполяция в музыкальных суждениях всегда
парадоксальным образом вызывает интерполяцию: по известным точкам-событиям
вычерчивается общий силуэт кривой развития и опрокидывается обратно
в прошлое ради поиска аргументов.
Что заметного высветилось? Незачем толочь воду
в ступе, тут лучше в телеграфном стиле. Окончательно умер брит-поп, потеряла
свою поп-корону Мадонна, живой труп Майкла Джексона обрёл земное пристанище,
все стали экспериментировать со всем, почти перестали продаваться
CD, концерты старых групп стали настолько востребованными, что пошла
волна поголовных реюнионов, из музыки ушла мелодия.
Это в мире. А что в России?
Да всё то же самое. Окончательно умер русский
рок, потеряла свою поп-корону Алла Пугачёва, все стали экспериментировать
со всем, почти перестали продаваться CD, концерты старых групп стали
востребованными (они не распадались, потому что на домик у моря никто
не заработал), из музыки почти ушла мелодия.
Сходство поразительное, поскольку в прошлые
десятилетия «у нас» и «у них» были ничем не пересекающиеся реальности,
и печальное. Плачутся музыканты, плачутся издатели музыки и концертные
промоутеры, скучает слушатель.
Зеркальная интегрированность отечественного
мейнстрима в мировой контекст дошла до того, что после того, как американский
обыватель перестал ходить на новых звёзд и поголовно переключился
на кантри и кантри-рок-концерты (не считая десятка рэп-имён типа Эминема),
российский обыватель массово накинулся на эквивалент кантри — концерты
русского шансона.
Самыми успешными гастролёрами в стране окончательно
стали Стас Михайлов и Елена Ваенга, потеснив даже такого концертного
зубра, как Филипп Киркоров.
Сакраментальное «отставание» нашего шоу-бизнеса
заметно только в жанрах рэпа-r’n’b и электронной танцевальной музыки,
но и оно связано только с текущим отсутствием таких харизматиков
в этих жанрах, как тот же Эминем или Black Eyed Peas. Если завтра читать
рэп или клеить биты начнут Земфира или Шнур, и с этим вопросом у нас будет
полный синхрон.
Собственно, всё это лежит на поверхности и очевидно
каждому следящему за чартами Billboard или топами скачивания на пиратских
сайтах. Гораздо интереснее проанализировать динамику под спудом,
понять глубинные причины ряби иллюминации.
Эффект сандвича
Социальное расслоение, или стратификация, —
дело привычное для иных стран, но не для России последних ста лет. За последнее
путинское десятилетие при помощи таких эффективных инструментов,
как коррупция и неравное правоприменение, сегментация общества
на страты фактически завершилась. Разница в доходах, фактических
правах, уровне доступа к образованию и культуре стала колоссальной
даже по мировым меркам.
Получился эффект сандвича: снизу тесто в виде
очень бедного многомиллионного населения, сверху тесто в виде таких
же бедных и многомиллионных служак из силовых структур, но с оружием.
А посередине — слои из самых разных страт, от мелких предпринимателей
до крупных чиновников. Отсюда невероятные диспропорции как в доступе
к информации (каковой является и музыка), так и в ритуалах потребления.
Доступ — это очень важно. Часто мы в столицах забываем
о том, что на большой части территории России из телеканалов доступны
только Первый канал и «Россия», музыкального FM-вещания нет вообще
и интернет доступен только по весьма неразумным тарифам. Эта ситуация
характерна не только для удалённых районов Севера, как многие думают,
но и для малых городов и сёл Центральной России, совсем недалеко от
Москвы.
Главным музыкальным проводником в мире стал интернет,
но даже к исходу десятилетия он есть только у 51% населения городов-миллионников
России старше 18 лет, а в сёлах — не более 20% (по данным «Яндекса» на
2010 год). Причём сюда входят даже те, кто раз в месяц открывает почту.
Позволить себе скачать аудиотрек весом 3—4 Мб
может от силы половина этого мизерного количества — и из-за скорости,
и из-за дороговизны трафика.
Поэтому даже для активно интересующихся музыкой
возможности крайне ограниченны, а уж пассивное большинство вполне
устраивает музыкальный фон из телевизора и радиоприёмника.
С ритуалами ещё печальнее. Европейской привычки
ходить в определённый клуб, не зная афиши и доверяя вкусу промоутера,
нет даже у столичной молодёжи.
Искать что-то себе по душе в бескрайнем океане
интернета желание есть, поэтому активно продаются и концертируют
артисты, успешно промотируемые в интернете (альтернативный рок,
урбан, панк-рок и т.д.).
И всё равно в топах продаж и концертных сборов —
сплошь раскрученные по ТВ или радио имена плюс «модный» шансон. Единственным
за десятилетие исключением стал Пётр Налич, но об этом попозже.
Эффект сандвича в первом десятилетии века привёл
к полному распаду советской матрицы потребления музыки. Нет больше
скрепа телемузыки — песен Пахмутовой или Паулса, которые с удовольствием
пели бы за столом люди разных возрастов и уровней дохода.
И даже им невозможно уже написать такую песню
— жизнь раскидала людей по стратам, и найти слова и эмоции, равно трогающие
наркомана из Наро-Фоминска или владельца бутика в Екатеринбурге,
затруднительно. И нет более монопольной медийной инфраструктуры,
каким было советское ТВ.
Последним артистом, запрыгнувшим усилиями Первого
канала на скреп телемузыки в самом начале десятилетия, была Земфира.
К окончанию десятилетия она добровольно сошла с него. Но всё равно
она остаётся главным артистом десятилетия, именно ей удалось совместить
стадионный размах пронзительных баллад, трогающий миллионы образ
девочки-ромашки и свежесть музыкального мышления, серьёзные композиторские
находки.
Эффект сандвича позволяет либо углубиться в
тесто, либо шнырять между слоями. Блистательную работу с «тестом»
демонстрируют эти годы композитор Константин Меладзе и все его проекты,
певицы МакSим и Валерия, поп-роковые идолы группы «Звери» и «Ранетки»,
певцы Филипп Киркоров и Григорий Лепс.
Свои сандвичевые слои окучивают металлические
группы Amatory и «Психея», фанк-джазовые Нино Катамадзе и Nina
Karlsson, рок-авангардный дуэт Леонида Фёдорова и Владимира Волкова,
инди-поп-артисты Ирина Богушевская и Алина Орлова, поп-роковые
«Би-2» и Billy's Band, фолк-роковые «Пелагея» и «Мельница» и ещё множество
других угнездившихся в своих закутках и довольно уютно себя там чувствующих.
Эффект псевдовербальности
Период примерно с середины 60-х до конца 90-х
прошлого века оказался феноменально богат популярными песнями с
концептуально богатым вербальным содержанием. В музыку шли философы,
глубокие поэты, непризнанные гении с «идеями» — и находили успех,
немыслимый в академических аудиториях.
Как-то незаметно
за последние пару лет кардинально изменилось потребление музыки.
От прослушивания альбомов среднестатистический слушатель перешёл
к прослушиванию хитов. И почти вовсе отказался от покупки даже хитов.
Зачем? Ведь есть социальные сети, прежде всего vkontakte.ru, где легко
найти и скачать почти любую песню.
Комментариев нет:
Отправить комментарий