Крах популярной российской музыки уже не за горами. Ждём-с.
(Часть 2).
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Скачать в Vkontakte или как изволите?
Малосодержательные песни про любовь к подруге
под луной сменили авангардно-революционные хиты «Битлз» и «Дорз», философские
изыскания Боба Дилана и поэтические откровения Леонарда Коэна. В
России этот тренд подхватили Александр Градский, «Машина времени» и
«Аквариум», вслед за ними — вся когорта рыцарей русского рока.
И вдруг на переломе веков выяснилось, что сказано
почти всё.
Попытки переложить на песенный язык постмодернизм
Бодрийяра и структурализм Барта потерпели неудачу. Довольно скоро
выяснилось, что публика принимает либо атомизацию чувственности
(«Я знаю все твои трещинки», Земфира), либо криминально-грубые протестные
посылы («Fuck you with the free-est of speech this Divided States of
Embarassment will allow me to have Fuck you!», Эминем). И тот и другой вариант
не несут содержательного посыла и тем более не претендуют на статус
философского инструмента познания мира.
К тому же в 90-е годы грянул кризис сугубо музыкальных
идей. Последние успешные разработки выигрышной для восприятия слушателя
последовательности тоника — субдоминанта — доминанта — тоника
пришлись на 80-е годы. Далее пришлось экспериментировать с иными гармоническими
принципами, что довольно скоро привело к обесцвечиванию мелодической
насыщенности и более плотной работе с тембральным окрасом звуков и
аранжировкой как таковой. Популярность рэпа и электронной музыки
вовсе добила мелодичность в популярных треках.
К началу нулевого десятилетия в мейнстриме
сформировался эффект псевдовербальности, то есть эффектно выглядящие
высказывания способами, имитирующими содержательную сторону
песни. К ним, в частности, относятся:
— безусловный акцент на тембре, как голоса вокалиста,
так и основных инструментальных партий в аранжировке;
— подмена вербального сигнала невербальным
(междометия, сленг, подмена заранее определённых референций выражений
и отдельных слов и т.д.);
— уничтожение роли классической и эстрадной
вокальной школы взамен на примат интонирования.
Эффект псевдовербальности оказался явлением
всемирного масштаба. Как раз к его коммуникативным проявлениям относятся
так часто высказываемые замечания обычных слушателей про «безголосость
артистов», «много электронных звуков», «неестественный голос певца»,
«беканья и меканья» и т.п.
Именно на нулевое десятилетие пришёлся пик
студийной и концертной обработки вокала через вокодер (устройство
синтеза речи на основе инструментальной партии) и auto-tune (устройство
автоматической коррекции высоты тона). Яркие образцы — T-Pain,
Rihanna, Глюкоза и вплоть до последнего альбома Веры Брежневой. Выразительный,
слегка металлизированный вокал без придыханий и обертонов привлекает
внимание реципиента и вполне является для него самоценным месседжем,
безо всякой иной смысловой нагрузки.
Та же история с инструментальными партиями —
для того, чтобы стать хитом, песне иной раз достаточно иметь всего-навсего
необычный тембр основной мелодической линии, именно тембр является
самодостаточным высказыванием в треке. Но ещё более важно это для
поющих артистов. Стандарты r’n’b-вокала достаточно сложны в техническом
отношении, при этом артисту необходимо быть узнанным с первой же вокальной
фразы (что связано со спецификой радиовещания).
В ход идут любые блеяния, хрип, причмокивания и
иные средства для опознания и индивидуализации в глазах и ушах слушателя.
«Вытаскивать тембр», «работать с призвуками» стало для современного
вокалиста более важной технической задачей, чем собственно чистое
звукоизвлечение.
В условиях массового отсутствия вокального
образования у артистов важное значение приобрело интонирование,
от этого зависит восприятие искренности артиста слушателем. На умелом
интонировании можно сделать карьеру.
Яркий пример — певица МакSим, умело расчленяющая
свои песни на синтагмы (содержательные отрывки) и расставляющая динамические
ударения чутко соразмерно эмоциональным коннотациям. В результате
складывается лирический месседж, полностью соответствующий психотипу
и экспрессивным ожиданиям целевой аудитории проекта.
Можно уже и
не петь…
Эффект псевдовербальности соответствует, с
одной стороны, постмодернистским ожиданиям времени, с другой же
стороны, он неизбежно выхолащивает содержание в угоду коммерческой
завлекательности формы. Вероятно, следующим логическим этапом
станет полный отказ от вербальности как таковой. Уже сейчас в Японии
с большим успехом идут концерты компьютерных поп-звёзд в 3D-графике,
явно направляющие развлекательную индустрию от песенной формы к
созданию тотальных визуально-шумовых действ.
Таким образом, мы подходим к последнему качественному
тренду десятилетия.
Эффект визуальной доминанты
Музыканты, для которых весьма важна визуальная
сторона действа, были всегда. Достаточно вспомнить Kiss, Sparks, да и
едва ли не весь глэм-рок. Однако именно в нулевом десятилетии, когда
истощился креатив на мелодии и изобретение новых музыкальных жанров,
визуальная сторона стала играть вполне самодовлеющую роль.
Началось, пожалуй, всё с середины 90-х, когда
успех Rammstein, поливающих на концертах друг друга огнём, привлёк на
их шоу огромное количество зрителей, до того равнодушно относившихся
к металлическому року.
Довольно скоро музыканты поняли, что ярко задуманное
шоу вполне может заменить многое, в том числе хиты, на исполнение которых
были ориентированы такие старые шоу-мастера, как Мадонна и Майкл
Джексон.
В 2001 году появился дебютный альбом Gorillaz, шоу,
которых стало первым опытом почти целиком мультипликационных концертов.
Они успели подхватить закат эры музыкального телевидения, и культа
MTV в частности, и оседлать успех.
Другим шедшим по этому пути уже не досталось
MTV-лавров, однако им повезло с началом эпохи интернет-видео. С массовой
популярностью сервиса YouTube для миллионов музыкантов появился
шанс прославиться благодаря видеороликам без всяких контрактов с
лейблами и телеканалами.
Кроме того, на нулевое десятилетие пришёлся
крах продаж физических носителей. Музыканты остались практически
без денег за привычно записываемые альбомы и даже без надежд их получить.
Единственным реальным источником доходов стали концерты, и очень
быстро стало понятно, насколько визуальная интернет-поддержка важна
для привлечения зрителей.
Главной мировой звездой, сумевшей воспользоваться
ресурсом YouTube, стала Lady Gaga. Количество просмотров её роликов
быстро приблизилось к миллиарду и с лёгкостью перескочило эту ранее
невероятную для интернета величину. Певица манипулировала
именно визуальными эффектами — поклонники гадали, каков её пол,
пытались разглядеть в провокативно снятых видео некие особые знаки,
певица сознательно подталкивала к внимательному смотрению её видео
и разгадыванию тайных ребусов. Хватало и «обычных» приёмов шокирования
и провокаций. Эффект визуальной доминанты начал свою тяжёлую поступь
по планете.
В России главной и пока единственной звездой десятилетия
из YouTube стал Пётр Налич, выложивший 24 апреля 2007 года любительский
ролик Guitar (на момент написания этой статьи он набрал более 4,6 млн.
просмотров, что очень много для российского сегмента. С тех пор Налич
собирает довольно большие залы и даже съездил на «Евровидение-2010»
(впрочем, заняв там неприличное место).
Визуальная составляющая промокампаний и концертных
шоу стала настолько важна, что большие мировые артисты порой отрабатывают
каждый номер не только с хореографией, но и с визуальным действом.
А в некоторых жанрах, например в электронном авангарде, аудиовизуальное
действо стало нормой.
Эффект визуальной доминанты тем сильнее, чем
более коммерческий тур затевается. И артисты, и промоутеры понимают,
что современные концерты кардинально проигрывают по зрелищности
коммерческому 3D-кинематографу и это чревато оттоком публики.
Чтобы её не потерять, альтернатив не так много, и самая напрашивающаяся
— добиться на концертах такой же притягательной зрелищности. А значит,
не за горами всеобщая 3D-визуализация концертного дела.
Музыка, так или иначе, оттесняется на второй
план, но без неё всё равно никуда.
Нулевые только начинаются
Итак, нулевое десятилетие проявило себя тремя
глубинными течениями: эффект сандвича, эффект псевдо вербальности
и эффект визуальной доминанты. Вкупе они образуют триаду из структуры,
содержания и оболочки. Музыкальный мейнстрим всегда богат на семантические
цепочки, образующие общность символов массовой культуры, неразрывно
связанной с образом жизни так называемого обычного человека. Маленького
человека, по Чехову. Отсюда такие неразрывные связи с бытом и даже
политикой, немыслимые для классического искусства.
Нулевое десятилетие в музыке было временем
яростного уворачивания от тотального кризиса, какой не ощущался
даже в 90-е. В нулевые просто не осталось надежд на то, что «золотые
80-е» вернутся. И композиторы, музыканты, певцы, продюсеры засучили
рукава, взявшись за построение нового мира из того, что было. В
чём-то преуспели, в чём-то нет.
Вероятнее всего, нулевые останутся в истории
как переходный период от гегемонии легко запоминающейся мелодии
и красивого голоса к созданию новой популярной высокотехнологичной
музыки, базирующейся на принципах
тотального аудиовизуального шоу. Но лучше будет вернуться к этой
теме лет через десять-двадцать…
Комментариев нет:
Отправить комментарий